chipka_ne: (Default)
chipka_ne ([personal profile] chipka_ne) wrote2019-03-12 05:03 pm

Сермяжная правда

Мне вот в связи с нынешней моей средой обитания и всякими-разными наблюдениями-воспоминаниями-ассоциациями, а также некоторыми комментариями мысли всяческие лезут в голову, может, и праздные, и не я первая над этим размышляю, но всё же попробую сформулировать. Не вполне по-научному, как всегда.



В пост про культурную пару профессор-актриса влезло где-то дремавшее нечто с простодушным вопросом, не его одного мучающим: «Когда человек превращается в овощ, не ЛУЧЕ  ли (sic!) эвтаназия?»
С человеком, слыхавшим об эвтаназии, но пишущим «луче» я гневных дискуссий с потрясанием десятью заповедями разводить не стала — кто бедняге виноват, что рейхсканцелярия, где его бы с интересом выслушали, закрылась в 1945 по техническим причинам, они, знаете ли, начав с эвтаназии  «лишних», обременительных для общества людей, как-то увлеклись (понятное дело, приятно чувствовать себя богом, решающим, кому жить, а кому нет), списки «лишних» незаметно расширились до цифр восьмизначных, а потом и сам рейхсканцлер, глянув на себя в зеркало,  сообразил, что он тоже среди людей лишний, да и самовыпилился вместе с подругой, решив зачем-то прихватить с собой в ад собачку Блонди, я надеюсь, что ей в жизни грядущей подыскали другого хозяина, не упыря. 


А ещё я вновь задумалась о том, что я называю ненавистным многим словом «совковая» ментальность. И с сожалением вынуждена была отметить, что идеология из каждого утюга кричавшая о равенстве-братстве-справедливости, о «старикам везде у нас почёт», воспитала на самом деле людей безжалостными и брезгливыми снобами особенно там, где дело касалось ментальных расстройств и старости. 


Нет, это не только в совковой действительности, обыватель он везде обыватель. У быдла любой нацпринадлежности в ходу ругательства типа «псих», «дебил», «даун» и «маразматик», в то время, как «инсультником» или «сердечником» мало кто обзывается. 


Но я пишу о том, что меня задевает и чему свидетелем лично была, уж простите. 


Дедушка, который бабушкиного Альцхаймера стеснялся, как срамной болезни, он ведь очень и очень для «наших» типичен (если бы у любимой супруги сердечко, скажем, забарахлило, или там, ножки заболели — да он бы всю поликлинику на ноги поднял! И охотно делился бы подробностями похода к специалисту, результатами обследований и бодро ругал бы на чём свет стоит хвалёную израильскую медицину, и спрашивал, где можно «достать»  привычный корвалол — благодатнейшая тема для общения, гордиться этим нужно, а не прятаться!)


Вспомнилась мне ещё одна суровая бабушка из моей группы в «Мелабеве» — бывший военврач и парторг, которая и в мирное время каждый день выходила из дому, как на вечный бой. Нам как-то спонсоры подарили подержанный, но вполне ещё справный телевизор с большим экраном и видеомагнитофон (да-да-да — я ещё из тех, кто помнит, что это такое!). Развлекать бабушек телепередачами никто не собирался — «русского» телевизора у них и дома было выше крыши. А придумали мы с социальной работницей занятия под названием «А у нас...» Суть их была в том, что все бы по очереди приносили из дому видеокассеты со всяких семейных событий — свадеб, там, юбилеев, бар-мицв, поездок за границу — показывали, рассказывали и комментировали. Ну такая ЖЖшечка и ФБ без компьютера в прямом эфире. Простенькая эта идея имела неожиданно бешеный успех — обычно ведь эти кассеты пылятся дома, лишь иногда извлекаясь для гостей, которых с вымученными улыбками вынуждают смотреть на в чужом пиру веселье. 


А тут — интересно было всем. Старички наши, лишённые в силу разных причин, возможности ходить друг к другу в гости, рассматривать, оценивать, сравнивать и сплетничать, тут эту возможность получили.  Презенторы с великим удовольствием рассказывали и показывали, слушатели внимали, вникали и расспрашивали («это хтой-то? а штой-то? а за ресторан почём платили?») — общение получалось, хоть куда, заодно тренировка памяти и умения связно рассказывать. 


Так вот, для меня одним из самых трогательных занятий был репортаж с бар-мицвы одного славного, красивого и умненького мальчика — внука бабушки по имени Буня. Буня была у нас немножко «белой вороной» — репатриантка не из «большой Алии», а времён чуть ли не поправки Джексона-Вэника. В первые годы в Израиле их семья пережила трагедию — умерла во время родов молодая невестка, ребёнка извлекали уже из мёртвого тела роженицы, мальчик родился с ДЦП. Сын этой Бунечки спустя какое-то время женился повторно и новая его жена, которую язык не повернётся назвать мачехой, осиротевшего мальчика и воспитала вместе со своими детьми. 


Я не ханжествую и не выпендриваюсь, называя его красивым и умненьким, он действительно таким и был, хотя признаки болезни видны были невооружённым глазом — нарушенная координация движений, своеобразная мимика, смазанная речь. Но в целом — это был весёлый, любимый, подвижный ребёнок с нормальным интеллектом, а ведь прогнозы у него в детстве были страшные — до года не держал головку, до двух — не сидел, до четырёх — не ходил, ну, и так далее.


Бар-мицву ему отмечали торжественно — в Большой синагоге на Кинг Джордж, только прочесть длинную недельную главу Торы вслух ему было не под силу, он аккуратно следил за чтением и произносил благословения. 


Я, честно говоря, женщина малосентиментальная, при виде этого домашнего видео с трудом удержалась от слёз. 


Часть бабушек (меньшая, увы) тоже шмыгали носами. Немножко склонная к пафосу Бунечка прокашлялась и приготовилась произнести прочувствованную финальную речь (предысторию внука она рассказала заранее). 


Но её перебила военврач-парторг. 


— Знаешь, — произнесла  она натренированных на партсобраниях голосом, — если бы у меня родился такой внук, я бы со стыда сгорела! А ты ещё это людям показываешь — фу! Правда, товарищи? Вот я завтра принесу видео, как МОЯ внучка в Нью-Йорке живёт — вот этим можно гордиться! А сегодняшнее занятие я считаю потерянным временем! Наш координатор (меня она искренне считала ниже себя по рангу) впредь должна согласовывать со мной темы занятий. Кто...


Договорить фразу «Кто за?» я ей не дала, невежливо напомнив, что Советская власть кончилась и мы не на партсобрании. Бунечка, к счастью была глуховата, и не всё из выступления самоназначенного парторга расслышала. Она всё-таки сказала свою речь и прочла собственного сочинения стихи в честь невестки — что-то не всегда попадающее в размер и в рифму, но очень прочувствованное о материнской любви и о том, как мать родившая передала эстафету матери воспитавшей. Бубушки, съёжившиеся было под бдительным оком военврача, оттаяли и некоторые снова всплакнули. 


И я бы совсем утешилась, если бы уже в развозке одна из утиравших только что слёзы бабушек не сказала мне задумчиво:


— А признайтесь, ведь Анна Иосифовна правду сказала — ну, как можно таким внуком гордиться! Вы ведь тоже так думаете, просто не хотели Бунечку обидеть, вот и заставили нас это смотреть. Ну, признайтесь же!


...Что у вменяемости на уме, у деменции на языке.


А я нет, не признаюсь пока. Подожду деменции.

[identity profile] ran-khar.livejournal.com 2019-03-12 03:11 pm (UTC)(link)
Редко кого можно переделать,а старичков так вообще. Странно еще не сказали ,что надо было в приют сдать и забыть.

[identity profile] chipka-ne.livejournal.com 2019-03-12 03:27 pm (UTC)(link)
Ну, почти сказали. Посыпь голову пеплом и сделай так, чтоб твой позор не отсвечивал... Самое смешное, что в прекрасной Советской стране они все проходили бы по категории "старые маразматики - куды прёте, сидели бы дома..." Включая тов. военврача. Если бы дожили, конечно, как здесь до возраста 80+...

(no subject)

[identity profile] ran-khar.livejournal.com - 2019-03-12 15:40 (UTC) - Expand

[identity profile] pacco-xmap.livejournal.com 2019-03-12 03:26 pm (UTC)(link)
Вот напомнили Вы мне этими двумя постами замечательную пару, жившую у нас в "Ацмаим" (отделение для условно-самостоятельных стариков). Он - Видный и Огромный Директор Завода. Она - маленькая и худенькая, очень интеллигентная, с замечательным голосом на все наши еврейские праздники. Трое замечательных сыновей, по очереди забирающих родителей на выходные-праздники. Когда Он заболел и по много раз за ночь вставал в туалет, медсестры его просто умоляли:
- Позови нас, ты же видишь, что Она потом до обеда встать не может - сил нету!
- Ни в коем случае! У меня есть жена, пусть она за мной и ухаживает!
...
Когда же Его не стало, у Неё тут же уехала "крыша", пришлось переводить в "тшушей нефеш"...
Так что между Женой и Мужем, как здесь говорят, - один только Б-г рассудить может...

[identity profile] chipka-ne.livejournal.com 2019-03-12 03:32 pm (UTC)(link)
Все бедняжки, всех жалко... И съехавшую с глузду военврачиху тоже.

(no subject)

[identity profile] ran-khar.livejournal.com - 2019-03-12 15:42 (UTC) - Expand

[identity profile] beregbereg.livejournal.com 2019-03-12 03:44 pm (UTC)(link)
В самом деле, Бунечка промахнулась - похвасталась таким неудачным внуком. Если уж выставлять на обозрение, то ПОКАЗАТЕЛЬНО- ОБРАЗЦОВОГО, а не инвалида с изъянами. Что греха таить, в совке такие люди были изгоями, их старались не замечать, как и всех других инвалидов. И только последние годы появились призывы к толеранности, пандусы и прочие радости. А баушки с деменцией просто выразили это в своих замечаниях.

[identity profile] motek.livejournal.com 2019-03-12 10:11 pm (UTC)(link)

В 90х на самом деле появилось модное слово - «милосердие». Со всех углов было слышно. Но видимо ничего не изменилось в итоге.

Грустная история.

(no subject)

[identity profile] beregbereg.livejournal.com - 2019-03-13 08:37 (UTC) - Expand

[identity profile] anna-bpguide.livejournal.com 2019-03-12 03:57 pm (UTC)(link)
Да, у вас там поле для исследований и умозаключений, пожалуй, безбрежное...
И непременное желание гордиться - показательно

[identity profile] tan-y.livejournal.com 2019-03-12 08:29 pm (UTC)(link)
"И непременное желание гордиться - показательно"
Точно.
i_eron: (Halberdier)

[personal profile] i_eron 2019-03-12 04:21 pm (UTC)(link)
Отлично описано, спасибо.

Мне кажется, старость тут ни при чём, эти люди всю жизнь такие. Может, в старости просто говорят более открыто, а может даже и нет. Вместо того, чтоб радоваться за людей, или сочувствовать, они злятся. Такая злоба правильно ассоциируется у нас с "советской властью", потому что власть была бесчеловечная, таким людям подходящая. Но неужели это она их "воспитала" такими? Если б Ваша "военврач и парторг" родилась и выросла бы в приличной человечной стране, неужели эта злоба в ней так и не появилась бы? Это ведь не внешний стиль поведения, вроде в которой руке вилку держать, это из глубины души идёт.

[identity profile] chipka-ne.livejournal.com 2019-03-12 05:10 pm (UTC)(link)
Вы правы, она по жизни была жестким человеком и жестоким, это мне ее родные рассказывали. Но в нормальных условиях, я полагаю, ее, способную и умную, приучили бы "включать тормоза" - она все-таки была не быдло из подворотни. А в стране, где на ее памяти изуродованных войной инвалидов в одночасье облавой убрали с улиц, чтоб "не позорили страну" - такое поведение было нормой без всякой ссылки на деменцию.

(no subject)

[personal profile] i_eron - 2019-03-12 17:56 (UTC) - Expand

[identity profile] grossmutter-59.livejournal.com 2019-03-12 04:28 pm (UTC)(link)
Куда бы человек не уехал, он все равно берет с собой СЕБЯ, и никуда от этого не деться. А у нас в СССР инвалидов стыдились, да. В один прекрасный момент после войны всех отправили "в санатории", чтобы не попрошайничали и глаза не мозолили, не портили бодрые рапорты о строительстве коммунизма. Потому что изувеченные люди пили. "Чайников", т. е. тех, кто без рук и без ног, в таких "санаториях" вешали в сетках на день на дерево, слышали о таком?

[identity profile] iismene.livejournal.com 2019-03-12 04:32 pm (UTC)(link)
А почему совок, а не спартанцы, например? С вошедшей в легенды привычкой всего лишь слабых младенцев сбрасывать с утеса? Тема-то сильно глубже каких-то несчастных семидесяти лет двадцатого века, а вы так мельчите:) А программы коррекции самые масштабные были, как ни странно, в благополучной Скандинавии. Там до семидесятых стерилизовали членов общества с "сомнительным генофондом". В общем, я считаю, что терминология требует некоторого уточнения, чтоб не сводить глобальную общемировую проблему к локальной и частной.

[identity profile] nuk-naknok.livejournal.com 2019-03-12 05:17 pm (UTC)(link)
А в чём проблема:=?
Люди могут быть здоровы телом, но убоги душой...
Проблема ВСЕГДА в голове того, кто считает происходящее проблемой:=)

(no subject)

[identity profile] chipka-ne.livejournal.com - 2019-03-12 17:22 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] iismene.livejournal.com - 2019-03-13 05:27 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] chipka-ne.livejournal.com - 2019-03-13 06:25 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] iismene.livejournal.com - 2019-03-13 13:26 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] chipka-ne.livejournal.com - 2019-03-13 13:51 (UTC) - Expand

[identity profile] iampuding.livejournal.com 2019-03-12 05:10 pm (UTC)(link)
У нас в хосписе некоторые "русские" больные, принимая от волонтеров помощь,
презирали их. Говорили (буквально): идиоты, но как копейку в дом не принести?

[identity profile] test-na-trzvst.livejournal.com 2019-03-12 05:17 pm (UTC)(link)
не исключено, что вы и ваш комментатор имели в виду разное.
насколько я знаю, многие люди (и я в том числе) были бы счастливы иметь возможность выбрать для себя эвтаназию при таких диагнозах как синдром альцгеймера. пока у человека - при его осознанном и информированном желании, - есть возможность уйти достойно, не дожидаясь полного распада личности.
Edited 2019-03-12 17:17 (UTC)

[identity profile] deutschevita.livejournal.com 2019-03-12 05:25 pm (UTC)(link)
У нас недавно засудили врача больничного, который облегчал уход безнадежным больным, играл в господа бога.
А другого судят за 15 лет поддержания жизни дедушки с Альгеймером, не известив прямых родственников, которые имели право принятия решения.

(no subject)

[identity profile] chipka-ne.livejournal.com - 2019-03-12 17:36 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] chipka-ne.livejournal.com - 2019-03-12 18:18 (UTC) - Expand

[identity profile] cheeky-poppet.livejournal.com 2019-03-12 07:26 pm (UTC)(link)
Пишите еще.

[identity profile] inga-den.livejournal.com 2019-03-12 10:42 pm (UTC)(link)
Ремарка не в тему, но все же. Есть у нас знакомый с ДЦП - действительно красивый и умный. И признаки болезни не видны вовсе. Ну, за исключением того, что он вообще не ходит.

[identity profile] chipka-ne.livejournal.com 2019-03-13 08:03 am (UTC)(link)
Я, к сожалению, видела людей с ДЦП совсем некрасивых, обездвиженных и со сниженным интеллектом. И что? Что должны делать их близкие? Заныкать их с глаз подальше, молчать в тряпочку и 'сгорать со стыда" в уголочке?
Знаете, мне здешний подход куда больше нравится, когда я таких детей вижу и в парках, и в ТЦ, и в гостиницах, и - о ужас! - на свадьбах и бармицвах (на какой-то свадьбе я соседке по столу пожаловалась на слишком гремящую музыку, а она мне в ответ застенчиво сказала: "Давайте потерпим, это же для молодежи - мой Гвир, например, просто обожает музыку-транс!" - и тут только я уяснила, что парнишка-колясочник, которого вовсю крутит на танцполе его старший брат, это ее сын...).

(no subject)

[identity profile] inga-den.livejournal.com - 2019-03-13 08:49 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] chipka-ne.livejournal.com - 2019-03-13 11:10 (UTC) - Expand

[identity profile] humorable.livejournal.com 2019-03-13 06:03 am (UTC)(link)
Я такое слышала от тетли вполне себе среднего возраста.
В пору стояния в очереди на молочной кухне я часто встречала "папу" с явными признаками ДЦП.
А потом на площадке, где резвилось много детей увидала его с женой, тоже инвалидом. Они стояли, буквально подпирая друг друга и с умилением и восторгом смотрели, как катится с горки их хорошенький и здоровый сынишка.
А смотревшая на это дело рядом со мной знакомая мамашка сказала задумчиво:
-Зачем они родили этого ребенка? Ведь вырастет и будет стыдиться своих родителей...

[identity profile] heike-kessler.livejournal.com 2020-08-24 02:41 am (UTC)(link)
Стыдиться он не будет, но если заболевание наследственное, может детям передать.

Но раз им родить разрешили, наверное, не наследственное.

[identity profile] gorrar.livejournal.com 2019-03-13 06:43 am (UTC)(link)
Про гордится, это сложный вопрос. А если внук наркоман или преступник, но здоров, то им можно гордится? Мне, наверное, тоже надо деменции подождать, чтобы понять.
У моих соседей мальчик в инвалидном кресле, там видно целый букет, диагноза не знаю. Каждый день приезжает за ним подвозка, летом по вечерам родители с ним гуляют. А еще у них есть младшая дочь. Не знаю, как там оно на самом деле, но впечатление от семьи положительное: улыбчивые, спокойные. Каждый раз думаю, какие они молодцы!

[identity profile] marinalevy.livejournal.com 2019-03-13 07:18 am (UTC)(link)
Грустная история

[identity profile] feylady.livejournal.com 2019-03-13 08:17 am (UTC)(link)
Эх..У меня такой диагноз. Я,конечно,пока держусь и стараюсь продлить свое осознанное существование. Но я не вижу выхода в своей ситуации совсем. Интернаты для таких как я у нас ужасны, на дочь я не рассчитываю и не хочу заедать ее жизнь. Я стараюсь не думать о том,что со мной будет,когда разум покинет меня. Мне страшно. И для меня эвтаназия была бы выходом из этой ужасной ситуации. Пока сам не попадешь в такую ситуацию- не поймешь. Извините,что говорю ужасные вещи.
Edited 2019-03-13 08:20 (UTC)

[identity profile] chipka-ne.livejournal.com 2019-03-13 09:04 am (UTC)(link)
Это не ужасные вещи, это естественные мысли. Они и здоровому человеку в голову приходят каждый раз, когда видишь, как болезнь или старость превращают человека в страдающий комок живой плоти, ничего не чувствующий, кроме боли. "Лёгкой жизни я просил у Бога, лёгкой смерти надо бы просить..." - не нами придумано. Но вот решать за другого - страшно. В Израиле нет эвтаназии, но дееспособный больной или опекун недееспособного имеют право отказаться от реанимационных мер. И мне это предстоит решать в обозримом будущем.

(no subject)

[identity profile] feylady.livejournal.com - 2019-03-13 09:22 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] beregbereg.livejournal.com - 2019-03-13 09:53 (UTC) - Expand

[identity profile] galka-psisa.livejournal.com 2019-03-13 07:09 pm (UTC)(link)
В Израиле нет эфтаназии.
Но - как мне сказали, а сказавший уже все подписал - можно подписать самому
в своей больничной кассе отказ от реанимации. Придти к секретарю и заполнить анкету.
Не спрашивала о подробностях.
Тема слишком грустная.

[identity profile] hiperborea.livejournal.com 2019-03-14 09:34 am (UTC)(link)
У меня старшая дочка в
מדריכה בצופים של ילדים עם צרכים מיוחדים
Это и дети с физической инвалидностью ( тот же שיתוק מוחין) и с умственной ( синдром дауна и т.д.).
Дочке сейчас 16, и она волонтерит с такими детьми где-то с 12 , просто приходила после школы в их интернат помочь воспитателям.
Израильтяне всегда очень положительно относятся к тому, что делает дочка. Часто расспрашивают как и что.
А у русским мы стараемся не рассказывать, особенно людям возраста наших родителей. это часто вызывает что-то типа типа молчаливого недоумения. Не всегда, конечно, но часто. Моя помощница по дому ( святая простота) вообще мне сказала: такая девочка у вас - красавица, отличница, в такой школе учится, парень такой прекрасный у нее - зачем ей эти дети, ей не неприятно на них смотреть?
Надо понимать, что помогать другим удел убогих - а популярные среди ровесников умницы красавицы должны думать исключительно о себе. Нет слов...
Позавчера дочкин цевет в скаутах организовал большой вечер для обычных детей и взрослых, где инвалиды рассказывали о том как они справляются с жизнью.
Пришла куча народу, даже не ожидали что столько придут.
Я ради любопытства прислушивалась - русской речи не слышала. Неинтересная тема;)

[identity profile] chipka-ne.livejournal.com 2019-03-14 10:38 am (UTC)(link)
Ну, и как не сказать плсле этого, что это совок родимый людям мозги вывихнул?
Я того же самого за три с половиной года работы с аутистами наслушалась - и того, что работать с "дыбилами" могут только такие же "дыбилы", ни на что другое не способные, и возмущений по поводу того, что мы их "без намордников" выводим. Все на родном языке, великом и могучем... От местных не слышала ни разу, вот честно. Нет, вру - раз слышала от дурноватой школярки-фрехи в автобусе, которую водитель за это посреди маршрута высадил.
А обычно, наоборот, ни с того сего подходили посторонние люди, чтобы сказать, какие мы орлы-молодцы и герои - святую работу делаем.

(no subject)

[identity profile] hiperborea.livejournal.com - 2019-03-14 11:00 (UTC) - Expand

[identity profile] caps-lock-off.livejournal.com 2019-03-17 12:52 am (UTC)(link)
мы в ссср-е людей с синдромом дауна и не видели-то (но я из глухой провинции, может, в больших городах по-другому было). Да и человека в коляске я в первый раз увидела уж не в юном возрасте. Ну а что уж говорить о предыдущем поколении, воспитаннном в жесточайших условиях - я могу понять, откуда "ноги растут" - да взять ту германскую книгу начала века (ни в коем случае не брать на руки плачущего младенца и иже с ним). Мне вон скакалки от мамы перепадало, а ей - уж и подавно - и не от злости, а вот так было принято и правильно.

[identity profile] chipka-ne.livejournal.com 2019-03-17 04:37 am (UTC)(link)
Да, вот это вот: "не бери на руки - приучишь-разбалуешь!" - мантра тогдашнего воспитания. Какое счастье, что моя неграмотная няня Орыся этого не знала!

(no subject)

[identity profile] chipka-ne.livejournal.com - 2019-03-19 15:35 (UTC) - Expand

[identity profile] tereza-18.livejournal.com 2019-03-18 02:49 pm (UTC)(link)
Кто более матери-родине ценнен? (вспоминая известного физика Стивена Хокинга)
Edited 2019-03-18 14:49 (UTC)

[identity profile] chipka-ne.livejournal.com 2019-03-18 03:12 pm (UTC)(link)
И как это его родня со стыда не сгорела!