chipka_ne: (Default)
[personal profile] chipka_ne
Воспоминания о дальних странствиях как-то подстегнули поток сознания и вернули к размышлениям о прошлой жизни и закрытых-незакрытых гештальтах.

Я на старости лет всё не могу нарадоваться синему морю, белому пароходу, всё ещё ахаю, когда под крылом самолета открываются Альпы, или ослепительная синева Неаполитанского залива, или Эйфелева башня - настоящая! не в телевизоре! не под хвастливый бубнеж Сенкевича - всё ещё балдею, располагаясь по соседству с ленивыми студентиками на травке в центре Амстердама или Ниццы - кому охота, может над этими бабушкиными сантиментами вволю посмеяться - абы не плакали!


Есть у меня ещё парочка успешно закрытых гештальтов - например, в прошлом году мы собрались, да и слетали в Прагу на концерт "Queen" - спасибо нашему "Groupon"у (пост не проплачен), кошерным ресторанам волшебного города Праги и тому, что концерт был не в шабат. Билеты, правда, были в фан-зону, что меня слегка напрягало - как-то парочка престарелых израильтян будет себя чувствовать посреди юной поросли? - но опасения оказались напрасными, в толпе фанатов были парочки лет на десять и килограммов на двадцать постарше, так что через два с половиной часа на ногах, я с изумлением сказала: "Как? Уже?" - не зря я всё-таки каждый день плаваю, а муж гоняется за доберманом.

Ещё один смешной гештальт связан с недолгим моим пребыванием с стенах МГУ. Уроки истории различных искусств, если они проводились в классе, за невозможностью водить нас по всяческим Луврам, сопровождались демонстрацией слайдов, чаще всего собственноручно изготовленных лекторами, которые не упускали возможности эдак небрежно обронить что-нибудь вроде: "Когда я в пятнадцатый раз посетил галерею Уфицци, то внезапно заметил деталь, на которую прежде не обращал внимания..."

Те, кто в теме, разумеется, могут оценить степень садизма.

А тем, кто славное советское прошлое всё ещё представляет царством добра и справедливости, позволю напомнить, что общество советское было ой, каким сословным - причем социальные лифты работали с сильным скрипом, если вообще. Чтобы, к примеру, попасть в номенклатуру, надо было быть либо пламенно верующим коммунистом с прочнейшими шорами на глазах - а таковых к 70-м годам становилось всё меньше, да и нервировали они брежневскую камарилью - либо, если шоры то и дело сползали, откровенно лицемерить, не забывая при случае доносить, изобличать и подличать.

Было в СССР и свое родовое дворянство, имевшее привилегии исключительно по праву рождения (читай - по месту прописки) - это москвичи, чуть меньше - ленинградцы, и совсем чуток - жители провинциальных столиц. Тут тоже были свои тонкости и расслоения, обитатель сталинской высотки резиденту каких-нибудь Химок при встрече едва ли два пальца бы подал - как столбовой дворянин захудалому, но оба-два почетное звание москвича несли гордо, чтоб не расплескать: вчерашний лимитчик, едва получив вожделенную постоянную прописку, уже при выходе из паспортного стола, начинал превентивно кривить нос на провинциальную родню: "И чего это все К НАМ в Москву прутся!" Представить себе, что всякий желающий может "припереться" в ЕГО столицу и просто снять квартиру - по деньгам, конечно - кто отдельную в высотке, кто подвальчик на окраине, кто мансарду в богемном квартале - да вы что! тут вам не Париж какой-нибудь захудалый!

Вспомнилось забавное - в 90-е годы мамина московская подруга, узнав, что я работаю в Иерусалиме, а живу в поселении, сказала ей понимающе:
- Ну, ясно - в Иерусалиме, небось, не прописывают...

Ну, и еще одна почти непреодолимая пропасть пролегала между выездными и невыездными, да и среди выездных равенства не было - тем, кому посчастливилось раз в жизни по профсоюзной путевке добраться до Болгарии, не дозволено было приблизиться к сияющим высотам, где неспешно потягивали коктейли избранники судьбы, удостоившиеся посетить КАПСТРАНЫ - знай, сверчок, свой шесток!

Так вот, одна из университетских преподавательниц сильно меня невзлюбила, справедливо в общем-то, разгильдяйкой я была редкостной. Я это понимала и не обижалась ни за незачеты, ни за бесконечные пересдачи, но вот чего не могла простить, так это того, что однажды, пытаясь объяснить глупым студиозусам разницу между репродукцией и оригиналом, NN сказала с досадой:
- Нет, бесполезно, это надо видеть вживую! - тут вдруг она случайно наткнулась взглядом на меня и добавила с нескрываемым злорадством:
- Вот вам-то это точно не светит! Да-да - не оглядывайтесь, это я именно про вас говорю, с вашим отношением к учебе вы этого никогда не увидите!
...Речь тогда, как сейчас помню, шла о крито-микенской культуре, а описать нам она пыталась знаменитую "парижанку".



...И много лет спустя, гуляя по развалинам Кносского дворца, а затем, в археологическом музее, остолбенев возле той самой "парижанки" - точь-в-точь такой, какой я ее себе представляла: глазастой, растрепанной, победительно небрежной и неотразимой, я поймала себя на том, что мысленно повторяю про себя: "А вот тебе, Наталь Николавна! Не помог тебе мой "неуд" в зачетке - здесь я! - и не тебе решать, что мне светит, а что не светит, что я увижу, а что нет - накося выкуси!"

...Но есть один гештальт, который мне уже никогда не закрыть, и нынешним летом в Греции я это особенно остро почувствовала. В крошечном городке, в тени Олимпа, попалась мне на глаза беспечная парочка - они сидели в скверике на скамейке и перекусывали, чем Бог послал - йогуртом и черешнями, купленными тут же на улице и вымытыми в питьевом фонтанчике.



Знаете, я редко кому завидую. Я не завидую тем, кто летает бизнес-классом - случалось мне пару раз так летать, удобно, приятно, но не так, чтоб уж прям из-за этого убиваться. В пятизвездочных отелях я тоже бывала - чтобы лишний раз убедиться, что это роскошь, которую я могу себе иногда позволить, а могу и обойтись, не страдая особо.

А вот этой парочке я позавидовала. Потому что это та невыносимая легкость бытия, которую у моего поколения отняли. Потому что мы не могли вот так вот взять, да и сорваться с места, да и поплыть на кораблике - пусть третьим классом - к далеким берегам. А потом - с рюкзаком за плечами - добираться к предгорьям Олимпа и бродить по тихому городку,выбирая комнату на съем - вот эту, например, с видом на Олимп:



или вот эту, с тюлевой занавеской:



или вот этот бедный домик, с неровной черепичной крышей, притаившийся глубоко в долине - там не так удобно, но наверняка дешевле:



И ведь сколько такого беззаботного и безденежного молодого люда, безыдейно пересекая границы, гуляло по белу свету - и не беспокоило это, к примеру, вечно загнивающую Америку, и не уменьшился от этого ни на йоту градус пресловутого американского патриотизма.
Ну вот кто бы мне объяснил, неужели рухнула бы могучая Советская власть оттого, что еще двое разгильдяев поболтались бы пару месяцев за пределами Союза нерушимого? Кому бы это помешало?

Впрочем теперь, когда власть, вопреки неустанной заботе о нерушимости и непроходимости границ, таки рухнула, вопросы эти - есть вопросы, обращенные в пустоту...

Date: 2018-07-09 02:59 am (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
сбыча мечт теперь называется "закрыть гешальт"...
Нет, не так вкусна эта чершня сорок лет спустя.

Date: 2018-07-09 03:01 am (UTC)
From: [identity profile] tcutca.livejournal.com
Признаться, я тоже завидую чему-то похожему.
До смешного: в моём студенчестве не было кафешек. Всё, что мы могли - собраться в общаге или у кого-то дома. А сейчас стайки студентов в летних и не летних кафешках вызывают такую мою зависть! Сидят компаниями - часами радостно щебечут: кто-то приходит, кто-то уходит. Мне в этом видится лёгкость, естественность и простота. И о путешествиях - в точку, о том же думала и завидовала.:)

Date: 2018-07-09 03:29 am (UTC)
From: [identity profile] olena-bogdanova.livejournal.com
А я завидую возможности обучаться в любой стране: сколько грантов сейчас для молодежи.
Одна из моих студенток уже несколько лет ездит по разным вузам на гранты. Завидую страшно.

Date: 2018-07-09 05:38 am (UTC)
From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com
...Однако сорок лет спустя, согласитесь, всё же лучше, чем никогда. (шёпотом) Никому не рассказывайте - но я с первой поездки за границу возле каждого культового шедевра фотографируюсь - назло Наталье Николавне!

Date: 2018-07-09 05:57 am (UTC)
From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com
В Москве были свои культовые кафешки, но туда надо было тащиться в центр на метро, а потом ещё и очередь отстоять, если нет лишнего рубля на лапу швейцару - какая уж там лёгкость! Я хоть компенсировала это летом - в Западной Украине осталась эта культура кавярни, где можно хоть до закрытия сидеть над единственной чашкой кофе - а в Москве, в той же легендарной "Метле" (кафе "Метелица") к тебе в полне могла через час подрулить дородная официантка с брезгливым вопросом: "Ещё чего заказвать будете? У нас тут не зал ожидания - поели- попили, освобождаем столик - к нам очередь! "
"Поели-попили, освобождаем..." - блин! Как в заводской столовке.
Edited Date: 2018-07-09 06:55 am (UTC)

Date: 2018-07-09 06:09 am (UTC)
From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com
Отож! Я именно про то, что эта лёгкость нынче доступна не только бездумным оболтусам, но и прилежным зубрилкам.

Date: 2018-07-09 06:46 am (UTC)
From: [identity profile] alena-15.livejournal.com
" это та невыносимая легкость бытия, которую у моего поколения отняли."
Да, да.
Может, потому сейчас пытаюсь наверстать всё упущенное в юности. Но, как известно -

"Если в детстве у тебя не было велосипеда, а теперь у тебя Бентли, то все равно в детстве у тебя велосипеда не было."

Date: 2018-07-09 06:53 am (UTC)
From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com
Да, да и да! Но все-таки плохо, когда велосипед не можешь позволить себе и в старости.

Date: 2018-07-09 06:54 am (UTC)
From: [identity profile] alena-15.livejournal.com
Что толку от велосипеда в старости! Я уже никогда не решусь сесть на него - тупо не умею и боюсь падать.
Другое дело - путешествия!..

Date: 2018-07-09 07:06 am (UTC)
From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com
У меня в детстве, кстати, велосипед был. И вот так, как эта парочка - с ночёвкой в спальниках и черешней на лужайке, мы с мужем успели поездить по бедности в первые годы в Израиле. А вот "Биттлз" вживую мне не услышать уже никогда...

Date: 2018-07-09 07:23 am (UTC)
From: [identity profile] alena-15.livejournal.com
Мне, вроде, тоже грех жаловаться, ветер перемен частенько шумит у меня в ушах.
Не буду сожалеть о несбывшемся. Буду стремиться успеть - сейчас.
Edited Date: 2018-07-09 07:23 am (UTC)

Date: 2018-07-09 07:28 am (UTC)
From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com
Это да. Я вот себе недавно ролики купила. Мой учитель по роликам рассказал, что у него есть 70-летняя ученица!😉 - а я ещё молодуха!

Date: 2018-07-09 08:26 am (UTC)
From: [identity profile] mama-kati.livejournal.com
В мои студенческие годы были кафешки, только они нам были не по карману, но мы все равно в них бегали и тянули чашку кофе на два часа, иначе из кафешки выгоняли, чтоб никто даром место не занимал :)

Date: 2018-07-09 09:10 am (UTC)
From: [identity profile] ran-khar.livejournal.com
А мы успели в новой жизни научиться кататься на горных лыжах,хотя на олимпиаду похоже не поедем. Спасибо добрым людям сделавшим маску для плавания с диоптриями-я таки научилась плавать с маской и трубкой,но дайвинг похоже уже не освоить. И да, черешни наесться отпуза в бустан хаГолан.
Вот что из упущеного действительно жаль, это как молодежь гуляет по миру с рюкзаками полгода-год. Не торопясь,трекки,пляжи,танцульки.

Date: 2018-07-09 09:31 am (UTC)
From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com
Полгода! Ох, соль на раны... Одно утешает - наши дети это уже смогли!

Date: 2018-07-09 09:41 am (UTC)
From: [identity profile] ran-khar.livejournal.com
Мои сыновья по совершенно разным причинам так не путешествовали. Я молчала как партизан рыба. С одной стороны это класс итд,но не иметь связи по несколько дней,не зная что где с кем,для меня ооочень непросто,но я сидела тихо. Хотя боевые части удалось пережить.
Как говаривал мой сотрудник, не знаю что тяжелее,когда сын был в Ливане или возвращался домой на мотоцикле после учебы+работы+друзей в 2-3 ночи.

Date: 2018-07-09 10:06 am (UTC)
From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com
Моя младшая пять месяцев гуляла по Латинской Америке, куда она сознательно не брала мобильник и только пару раз в неделю слала по электронке фотографии то из джунглей, то с вершины вулкана - я тогда сама чувствовала себя, как на вулкане. Но, поверьте, это легче, чем было бы ждать взрослую дочку с вечернего сеанса в Ташкенте. "Прогулка в парке без дога может встать тебе слишком дорого.." - это один к одному про Ташкент.

Date: 2018-07-09 10:15 am (UTC)
From: [identity profile] alena-15.livejournal.com
Ролики. Я уже несколько лет смотрю на доставшиеся мне от сына ролики и думаю - надо попробовать! В прошлом году поставила их себе в комнату, чтоб почаще на глаза попадались! - но пока не решусь)
Впрочем, до 70 у меня еще есть время.

Date: 2018-07-09 10:24 am (UTC)

Date: 2018-07-09 10:49 am (UTC)
From: [identity profile] ran-khar.livejournal.com
Ага. Все познается в сравнении. Проблема как сдержаться и выжить в одной стороны и не портить кайф детям с другой.

Date: 2018-07-09 12:20 pm (UTC)
From: [identity profile] dselezen.livejournal.com
Мне было неспокойно, когда сын гулял по миру после армии. Одну неделю прямо физически было не по себе. Потом он рассказал, что в это время получил тяжелое пищевое отравление.

Date: 2018-07-09 12:36 pm (UTC)
From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com
Начала было писать длинный комментарий, но что-то он сбился и ушел - оно и к лучшему, это не тема для комментария, а тема для отдельного поста.
Я уже давно поняла, что мы с вами жили в разных СССР, а теперь живем в разных Израилях. Мне, правда, искренне жаль, что у вас в Израиле все сложилось так, а не иначе. Я столь же искренне надеюсь, что вы не меня считаете в этом виноватой (иногда это сквозит в ваших комментариях - звыняйте).
P.S. Пост на основе вашего комментария я все же напишу - чтой-то задело...

Date: 2018-07-09 12:46 pm (UTC)
From: [identity profile] tereza-18.livejournal.com
Сейчас наши дети могут учиться хоть в Сорбонне, хоть в Кракове. На выходные съездить в Роттердам, где будет бесплатное койко место в кампусе на полу, так как там учится еще кто-то из друзей. На новый год вскладчину снять апартаменты в Риме, и многочисленной студенческой братией разгуливать по древнему городу, а вечерами, сидя на полу, делить пиццу на десятерых. Или на школьных каникулах с рюкзаками начать с горной тропы у Триеста и, попутно посещая Венецию, Рим и проч., последнюю ночь ноябрьского путешествия провести в палатке в 28 км от Рима на берегу Тирренского моря с купанием на закате.
НО! К «вопросы эти - есть вопросы, обращенные в пустоту...» - не уверена, что в пустоту. Вопросы необходимы, ибо есть чувство, что нечто зловещее в наших краях вновь пытается повернуть время вспять. Того и гляди, «серьезные» люди попытаются вернуть себе ключи и запоры. Потому остро необходимо успеть сформировать безусловную потребность в той самой «невыносимой легкости бытия».

Date: 2018-07-09 12:54 pm (UTC)
From: [identity profile] katya-torres.livejournal.com
Вот прямо жду не дождусь:))Правда,очень хочется такой пост:))

Date: 2018-07-09 02:56 pm (UTC)
From: [identity profile] experiment8or.livejournal.com
некоторые мечты хорошо сохранаются, как например, путешествия.
А некоторые мечты скоропортящиеся.
Путешествия - это тоже наша семейная мечта, но идет она с огромным скрипом, у нас мало возможностей ездить.

Date: 2018-07-09 06:38 pm (UTC)
From: [identity profile] efimpp.livejournal.com
конечно, развалилась бы быстрее.
эксперимент с жизнью без Берлинской стены был - ГДР с катастрофической скоростью теряла (наиболее активных - скажем так) людей.
ну да, барьер для эмиграции из СССР в чужой язык был повыше
Edited Date: 2018-07-09 06:39 pm (UTC)

Date: 2018-07-10 05:43 am (UTC)
From: [identity profile] dselezen.livejournal.com
Анна, всегда с интересом читаю ваши посты и каждый раз грустно, что вы как будто живете не свою жизнь. При этом печаль ваша светла... В последние полгода в ближнем и дальнем окружении не стало нескольких активных и жизнелюбивых людей. И думая о их судьбе, я грущу, но успокаиваю себя тем, что они наслаждались каждым днем. Желаю вам ежедневных маленьких радостей.

Date: 2018-07-10 05:44 am (UTC)
From: [identity profile] dselezen.livejournal.com
А как в ЖЖ лайки ставить? ))

Date: 2018-07-10 05:47 am (UTC)
From: [identity profile] ran-khar.livejournal.com
Сердечко

Date: 2018-07-10 05:51 am (UTC)
From: [identity profile] dselezen.livejournal.com
Мои студенческие годы прошли в конце 70-х - начале 80-х - самый застойный советский период. Мы ходили в походы, ездили на картошку, пели в клубе бардовской песни, играли в студенческом театре - жили очень весело. Заграница казалась нереальной, мы о ней и не думали. Недалеко от института было несколько кафе и пивбаров, после стипендии устраивали там посиделки. Конечно, теперь и перед нами, и перед детьми весь мир, но я не жалею о "застойной" молодости )

Date: 2018-07-10 06:35 am (UTC)
From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com
У меня была очень даже бурная и, может, даже слишком бурная молодость, и я без много прекрасно обходилась - без импортных сапог, без дубленки, без шмоток из "Березки". Но вот свободы - настоящей, пусть и нищей - не хватало. Меня ни на минуту не покидало ощущение, что все эти походы-песни-у-костра-капустники-КВНы - не что иное, как лагерная художественная самодеятельность, суррогат настоящего чувства. Иногда от всей этой натужной бравады такая тоска накатывала...
Желающие вправе считать меня зажравшейся - но что делать, есть такие вот люди.
Я и сейчас во многом могу себя ограничивать, но единственное, от чего не готова отказаться - это от обретенной свободы передвижения.

Date: 2018-07-10 06:41 am (UTC)
From: [identity profile] dselezen.livejournal.com
... лагерная художественная самодеятельность, суррогат настоящего чувства... - очень интересно. Возможно, у меня - внучки двух зеков - было ощущение свободы из-за судьбы старшего поколения.
И вы совершенно не зажравшаяся, мне очень близки ваши высказывания.

Date: 2018-07-10 08:35 am (UTC)
From: [identity profile] gorrar.livejournal.com
Я до сих пор слушая истории о том, как люди все бросают и уезжают на полгода в путешествие, работая при случае в интернете, думаю "как?!" И завидую, конечно!)
Вот про кафешки вы правильно заметили! Я выросла в Луцке и у нас было в порядке вещей пойти с подружками "на каву", сидеть за столиками на улице и болтать. А в институте училась во Владимире и как-то надо было убить время, зашла в кафе, заказла стакан сока и сидела книжку читала. Как на меня смотрели официантки! Никогда не забуду)

Date: 2018-07-10 08:46 am (UTC)
From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com
Луцкие кавярни - наше всё! И парк! У нас "стрелки" забивались в "Снежинке" на спуске к парку. Или в подвальчике на Замковой - там кофе турецкий варили правильный, в песочке (сейчас там пивбар по-моему - а жаль).

Date: 2018-07-10 09:13 am (UTC)
From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com
О, да, наше старшее поколение - это нечто! Помню, мы как-то с мамой стояли на троллейбусной остановке на Мосфильмовской. Троллейбуса долго не было, мы устали стоять, маме кто-то уступил место на скамейке, а я, недолго думая, уселась на бордюр газона - ну, на землю фактически. Что тут началось! - встань немедленно! это нельзя! на тебя люди смотрят! Ещё милицию позовут! Я было начала огрызаться, но потом взглянула на мамино несчастное затравленное лицо и подавилась словом "отстань!" - она выглядела, как та девочка из деревни, которая в 13 лет приехала поступать в педучилище города Мурома и до смерти боится не так ступить и не то сделать... А был это 1975 год, она уже была доцентом и в Москву приехала с докладом на конференцию МГПИ. Фронт прошла, а милиции боялась - за то, что дочка на тротуаре расселась...

Date: 2018-07-10 10:15 am (UTC)
From: [identity profile] inga-den.livejournal.com
Черешня - не велосипед, мне она кажется все такой же вкусной )).

Date: 2018-07-10 10:20 am (UTC)
From: [identity profile] inga-den.livejournal.com
Да, после того как у моего ребенка в Екатеринбурге дважды отобрали мобильник на улице (не ночью!), разговоры про опасный Израиль кажутся мне слегка смешными.

Date: 2018-07-10 10:22 am (UTC)
From: [identity profile] inga-den.livejournal.com
Я тоже вспомнила про возможность путешествовать по огромному Союзу. Мои родители очень много где побывали, да и я заодно с ними кое-что повидала. В любом случае это лучше, чем ничего :). А многие друзья-соседи никогда никуда не ездили, летний отпуск посвящали очередному ремонту...

Date: 2018-07-10 12:00 pm (UTC)
From: [identity profile] inga-den.livejournal.com
Именно так.
Зато у родителей подруги была знакомая, которая где только ни была - и в Японии, и в Мексике :).
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] topbloger сослался на вашу запись в своей записи «Надежда Я давно собираюсь о ней написать, и каждый раз руки (https://topbloger.livejournal.com/39606638.html)» в контексте: [...] него расходятся в разные стороны В первый раз я взялась было об этом написать после вот этого поста [...]

Date: 2021-03-12 11:13 am (UTC)

Profile

chipka_ne: (Default)
chipka_ne

March 2022

S M T W T F S
  1 2 345
6 78 9 101112
13 14 1516171819
20212223242526
2728293031  

Page Summary

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 11th, 2026 04:37 pm
Powered by Dreamwidth Studios