chipka_ne: (Default)
[personal profile] chipka_ne

Добавить, что ли, тэг "навстречу славному юбилею" – а то ведь и пропустить славную дату – 17 февраля – недолго. А если и пропущу, то к следующей круглой дате за пять лет (если живы будем) ещё чего-нибудь поднакопится. Заодно интересно будет почитать воспоминания моих друзей и просто читателей об эмиграции-репатриации в разные концы света (я помаленьку чужие журнальчики листаю взад, но не до всего руки доходят, так что, если кто захочет кинуть конкретные ссылки, буду рада). А у меня самой за почти четверть века в Израиле накопилось много забавного и не очень – нравится – читайте, не нравится – гуляйте дальше - Интернет большой и у Бога чудес много.



Мы уезжали в начале 93-го, времена были, если, кто помнит, нескучные. Еще совсем недавно, даже в конце перестроечных 80-х наши друзья уезжали, почти как в чёрную дыру проваливались – никто не знал, свидимся ли еще. То ли дело сейчас - я репатриантам 2000-х даже не завидую, а искренне за них радуюсь – у них есть возможность получить информацию – только успевай переваривать. Есть возможность приехать предварительно, подышать этим воздухом, походить ножками и решить – твое ли это (не говоря уже о совсем других возможностях финансовых). Я, кстати, несколько лет назад с удовольствием читала в "Снобе" посты одной гламурной журналистки о переезде – это же классно: иметь возможность выбрать заранее место проживания, снять он-лайн тщательно выбранную квартиру, привезти с собой, хорошенько обдумав, все, что тебе дорого и нужно и продолжить заниматься любимой работой, не выходя из дома. И, ей-богу, ни малейшего желания у меня нет попрекать никого из нынешних репатриантов тем, что мы когда-то приехали с двумя детьми-подростками, четырьмя баулами, ошалевшим от переезда доберманом и одолженными пятьюдесятью долларами в кармане – если кто в этом и виноват, то уж точно не журналистка из модного глянца. 


Я сейчас, оглядываясь назад, пытаюсь как-то анализировать ту ситуацию и понять – как можно было на такую авантюру почти что в сорок лет решиться? Но пытаясь вспомнить свои ощущения с изумлением осознаю, что вот этого ощущения авантюры тогда не было совсем, в этой нелогичности была своя железная логика – жизнь ТАМ исчерпала себя полностью и уезжая в белый свет, как в копеечку, я откуда-то знала, что хуже – не будет, а всё, что не хуже, может быть только лучше.
 


Мотивация у нас была очень странная и разная. Муж хотел в Израиль. С детства – хотите верьте, хотите нет. Да-да-да, даже в Советском Союзе добралась до него проклятая сионистская пропаганда! Пропаганда, правда, была странная – с одной стороны обрывки информации с "вражеских голосов", с другой – легенды, прямо на месте создаваемые выжившими  украинскими стариками-евреями, спасшимися от войны в Средней Азии и умудрившимися привезти в фанерных чемоданах рассыпающиеся на листочки молитвенники, заштопанные талесы, тфилин, до которых из-за ветхости страшно было дотронуться и сохранившиеся с начала ХХ века облупившиеся коробочки для пожертвований с аббревиатурой, как я только сейчас понимаю "Керен Кайемет ле Исраэль". Эти Береле, Наумчики, Биньёмины все собирались во дворе у бабушки моего мужа, он еще помнит, как перед еврейскими праздниками, приходил к ним во двор резник и со всей еврейской улицы несли к нему курочек-гусочек и даже такую редкость, как аристократических птичек-цесарок. А самого бабушкиного внука, отличника-пионера и будущего золотого медалиста, мракобесы-Наумчики с тринадцати лет звали дополнить миньян и ах, какие чудные истории рассказывали о земле, текущей молоком и мёдом! – не иначе, навеянные снами самого рабби Нахмана…
Была еще и третья сторона – редкие, но регулярные до 1967 года письма немногих родственников из Израиля и редчайшие визиты отсюда - туда и оттуда – сюда. Вот эта третья часть работала скорее, как контрпропаганда – уровень жизни в тогдашнем Израиле был ненамного выше, чем в Советском Союзе, и уж точно ниже, чем у большинства ташкентских евреев. Но советские евреи, у которых в генетической памяти сидела способность читать задом наперёд, осторожные предупреждения израильской родни считывали с точностью до наоборот – "значит, хорошие сапоги – надо брать!"
…Вот с такой мотивацией мальчик и рос. А потом случилась война Шестидневная (я тогда была девочка-пионерка, жила далеко от Ташкента почти что в Польше и помню, как немногочисленные оставшиеся в наших краях поляки шушукались в автобусах "а здорово наши жиды врезали их арабам"), затем война Судного Дня, советская военная доктрина на Ближнем Востоке накрылась медным тазом, и страшно обидчивая Софья Власьевна стала перекрывать и без того жиденький ручеек репатриации из страны сплошной дружбы народов. Ну, а к тому времени, как мы были счастливо женаты и родили первую дочку вопрос о репатриации, отпал сам собой – муж, при оформлении на работу подписал, не слишком присматриваясь, туеву хучу бумаг, среди которых был так называемый "допуск"– госсекретов в его НИИ было – жук начихал (если были вообще), но любой выезд за границу для нас оказался закрыт на ближайший десяток лет, а становиться героями-диссидентами-отказниками мы не были готовы.

 


Ну, а у меня мотивация была одна – я хотела уехать.
Просто уехать, не зная куда, но точно зная, откуда.
Я хотела уехать из Ташкента.
Пятнадцать лет я хотела уехать из Ташкента.
Пятнадцать лет изо дня в день я просыпалась с мыслью "уехать из Ташкента".
Я, кстати, не думала ещё об эмиграции, а об репатриации и подавно, если кто не в курсе (а пока никто не в курсе) я по маме – русская, по папе – украинка, а еврейка – исключительно по мужу и детям, поэтому уехать из Ташкента я хотела очень сильно и столь же абстрактно, пока это не превратилось в обсессию. Я, кстати, очень верю и сочувствую людям, которые не прижились в Израиле – я считаю, что бывает психологическая несовместимость с географической точкой, точно так же, как и с людьми, и пытаться её преодолеть – всё равно что пытаться стать счастливым в силой навязанном браке, принцип "стерпится-слюбится" в большинстве случаев не работает, а если и сработает, то может аукнуться потом, не про вас будь сказано, соблазнительным перестуком колёс, как у Анны Аркадьевны. У меня так было с прекрасным городом Ташкентом, из которого я захотела сбежать сразу же, как только поздно ночью сошла с трапа самолёта в ноябре 1976-го – мистика —  ведь, что я могла почувствовать на лётном поле, похожем на все лётные поля мира, в полной темноте, холодной, ноябрьской, совершенно не азиатской ночью? – но это ощущение того, что я приехала НЕ ТУДА, я запомнила на всю жизнь. 


Почему мы не уехали в другой город Союза Нерушимого рассказывать долго и хлопотно. Если вкратце – то поскольку у мужа понятие "уехать из" было более широким – из Совдепии – то он большой разницы между, как он говорил, "сортами субстанции" не чувствовал, а в Ташкенте был просторный дом, родня, работа, на которой он отключался, занимаясь чистой наукой. Кроме того, был ещё один чисто еврейский сантимент – Ташкент был местом, куда в 1941 его четырнадцатилетний отец и бабушка бежали от Гитлера. Где выжили вдвоём – одни из всего, некогда огромного клана. Где их по разнарядке властей буквально втиснули в одну из двух крошечных комнат глинобитного дома многодетной местной семьи, которая их, слова не сказав, приняла, где им молча постелили, потеснив собственных детей, вытертую курпачу на пол и, пардон за банальность, поделились совсем не лишней чёрствой лепёшкой. Когда же я всё-таки трепыхалась, подыскивая варианты переезда на европейскую территорию внутри Нерушимого, то тут же упиралась в стенки разных наименований: прописка, режимные города, пятая графа – кто в теме, тот поймёт, а кто не в теме – Гугль вам в помощь.


Поэтому, когда срок пресловутого "допуска" закончился, а заодно – сюрпрайз! – рухнул Нерушимый, у меня было чувство, как у годами тренировавшегося парашютиста, которого наконец-то допустили к настоящему прыжку – лечу, захлёбываясь воздухом, а откроется ли парашют – ну, тут как карта ляжет, не откроется – хоть почувствую себя вольной птичкой на пару минут!
Ну, а в том, что страну для проживания мы выбрали правильно – никакой нашей заслуги нет – так звёзды легли, что нам Израиль подошёл. Вот целиком и полностью. Настолько полностью, что нет у меня почти что обязательных для эмигранта сакральных воспоминаний-поучений о "необходимости съесть свою порцию дерьма". Была бедность, было отчаяние от безъязыкости, была неизвестность, была куча проблем, да и сейчас не всё гладко и сладко, а вот дерьмо есть как-то не случилось – ну не люблю я его, звыняйте. 


Но сказать, что мы совсем уж наобум прыгнули, было бы не совсем правдой. Я начала с того, что по-хорошему завидую возможностям нынешних репатриантов, но при этом в принципе не понимаю тех, кто в 90-х страдал на тему: ах, нас заманили-обманули, ничего не объяснили! Сорри, даже в начале 90-х, при отсутствии Интернета, переписки по электронке, невозможности сперва съездить посмотреть и полном отсутствии денег, информация для отъезжающих была – разумеется для взрослых соображающих людей, для тех, кому не лень было сделать несколько лишних телодвижений, чтобы ее получить и шевельнуть мозгами, чтобы усвоить. Мы уезжали из Ташкента, где к тому времени было консульство, израильский культурный центр и, конечно же! – офис ненавистного Сохнута. Брошюрки Сохнута и Министерства абсорбции на русском языке о здравоохранении, образовании, выплатах для новых репатриантов, правах новых репатриантов, возможностях трудоустройства, курсах переквалификации и прочая, прочая, прочая – раздавались бесплатно и в немеряных количествах , материал там содержался неромантичный – все цифирки да пунктики, изложен был сухо и скучно, но тем, кто не ленился поскучать, да кое-что просчитать заранее, информация очень и очень пригодилась. 


Кроме того, и в культурном центре, и в Сохнуте пачками лежали русскоязычные израильские газеты, привозившиеся регулярно с опозданием всего-то в несколько дней. Сохнутовские работники их, по-моему, не читали никогда, потому что большей антиизраильской пропаганды, чем там печаталось, я больше нигде не встречала. Покойный Цезарь Солодарь, если кто помнит этого записного советского жида-антисиониста, просто слюнями удавился бы от зависти, читая в израильских (израильских, Карл!) русскоязычных газетах рубрику "Письма наших читателей"- её уместнее было бы назвать «ужасы нашего городка». Ну и, конечно, совсем уж неотредактированные письма уже уехавших, которые с конца 80-х шли на доисторическую родину сплошным потоком – краткое содержание примерно половины из них: "Анахну мы сюда приехали!!???". Наши лучшие друзья, ни одного дня и ни одной минуты, не пожалевшие о переезде, тем не менее, честно писали о том, что старший научный сотрудник, физик Гришка пока что крутит гайки на заводе, его сестра, инженер-экономист, моет посуду в фалафельной, и даже бабушка, бывший директор школы и учительница немецкого, вспомнив забытый после войны идиш, подрядилась выгуливать местных старушек за минимальную оплату, потому что без работы на одну "корзину" долго не протянешь. Правда, их письма при этом были  прикольные, без истерик и с ключевым словом "пока что".


Мы начали учить иврит еще в Ташкенте, так вот, когда моя первая учительница иврита и первая увиденная мной и сразу очаровавшая меня израильтянка, побывала у нас в гостях, она мне открытым текстом сказала, что до такого, как мы имеем здесь, уровня жизни, нам в Израиле - чуть меньше, чем до Луны пешком. …А я-то стеснялась своих давно не крашеных полов, растрепанного цветника, одичавшего виноградника, немодной мебели и советской сантехники (к тому же днем у нас был слабый напор воды, на кухне стояли ведра с водой, в туалете приходилось сливать из тазика) … Зато – чтоб хоть чем-то похвастаться - телевизоров в доме было три, два - чтобы муж и дочери не базарили из-за футбола и мультиков, а третий, вместе с видиком – мой персональный, служебный, поскольку часть моей работы заключалась в рецензировании фильмов. И дом был собственный, в самом центре, напротив Беш-Агачского базара, шестикомнатный, с автономным газовым отоплением, канализацией, телефоном (телефон в частном доме был только у нас – один на весь переулок), подвалом, гаражом и садом, тремя разнородными собаками, валявшимися на коврах, кудлатым котом-дворнягой, четырьмя абсолютно ручными дворовыми черепахами, отзывавшимися на команду "кушать подано", гнездом чокнутых горлиц на водосточной трубе – эх!, чего вспоминать – тем более, что ценность всей этой роскоши вне границ так и не ставшего мне родным Ташкента была чуть больше, чем ничего. Мы еще и подумать не успели о том, как распорядиться недвижимостью, как к нам заявился с визитом пузатый председатель домового комитета и обрадовал новостью, что продать дом мы можем только с согласия домкома, только тому, кого члены домкома одобрят и за ту цену, которую они же назначат – собственно, уже и назначили: "два тыщ доллар - ремонт давно не делал, крыш плохой, виноград – вай-вай – никуда не годится, рубить нада, хороши деньги даем, соглашайся, джаным…" . 


Так что дом по доверенности остался свекрови, а мы уехали, прихватив из ценного только добермана. Мне потом, уже в Израиле стоило гигантских усилий не заржать и добросовестно скроить сочувственную физиономию, слушая рассказы репатриантов моего поколения о том, что "мы приехали с несчастными десятью тысячами долларов!" А ведь кивала и сочувствовала – ну, не виноваты же люди в том, что у нас этих десяти тысяч к отъезду не было! И иллюзий, кстати, не было. А что касается тех, у кого иллюзии были – то, пардон, классик задолго до создания коварного завлекальщика- Сохнута сказал: "ах, обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад…"


Ну, ладно, я привыкла верить людям и не ручаюсь сказать, что везде было, как в Ташкенте (хотя письма от годом раньше уехавших – уверена – были везде одинаковыми). Но вот после приезда, несколько месяцев спустя, встретив в Израиле бывшую соученицу именно по ташкентскому ульпану, я слегка прифигела от ее страстных стенаний: "Ты помнишь, ЧТО нам обещали!!! Ты помнишь, КАК мы там жили!!!" Я честно напрягла память. Как жила моя семья – еще не забыла. Что нам обещали, так и не вспомнила. Зато вспомнила, как, в частности, роскошно жила там семья страдалицы – случилось забежать к ним пару раз за ульпановскими учебниками. В двухкомнатной квартире, улучшенной - чешской! - как тогда говорили, планировки (изолированные комнаты – не хрущоба какая-нибудь!), жили две с половиной семьи: старшие – муж с женой, замужняя дочь с двумя детками и дедушка. Для дедушки стояла кушеточка на кухне – улучшенная же, блин, планировка, аж десять метров кухня. И – вишенка на торте – квартира на восьмом этаже, лифт работает через раз, мусоропровод чистится и того реже, лампочек в подъезде нет и не было никогда, те вечерние гости, у кого не имелось, как у меня, сопровождающего в лице добермана-переростка, делали так: сначала (мобильников-то не было) долго договаривались по телефону о точном времени визита, в условленное время хозяин квартиры открывал дверь и кричал вниз: "Витя! (Надя, Петя и т.д.), можешь подниматься! Я тут с монтировкой стою, фонариком свечу, и, если что – милиция на проводе!". Это, забыла уточнить, центр города, массив Алмазар, со стороны фасада – Площадь Дружбы народов. И речь идет о семье не бомжей-алкоголиков, а людей с высшим образованием.


В Израиле же их дочь с семьей сразу свалила, как и мы, по программе "Первый дом на родине" в кибуц, зажив наконец (к тридцати-то пяти годикам!), отдельно от родителей, а трое пенсионеров сняли на полтора пособия – семейное и одиночное - вполне себе трехкомнатную квартиру с видом на море в городе Ашкелоне, где дедусь, разменявши девятый десяток лет (лучше поздно, чем никогда!), получил свою комнату и свою кровать, и перестал по утрам сворачивать и впихивать в бельевой ящик одеялко с подушкой под свист закипающего чайника и хлопанье холодильника. Все это, кстати, бывшая компатриотка мне сама и рассказала, просморкавшись после рыданий об утраченных иллюзиях.


На первом году в Израиле я еще не потеряла окончательно надежды на присутствие у взрослых образованных людей памяти и логического мышления и попробовала осторожно спросить: "А что именно вам, например, обещали, напомните, плиз…" На меня обиделись и с пафосом ответили: "Как что?! Золотые горы!" Крыть мне было, как говорится, нечем…


Позже, подумав еще, я вспомнила все-таки единственную фразу, похожую на обещание. Точнее даже не обещание, а такое доброе напутствие, которое я получила во время консульской проверки. Тогдашний консул, унылый мужик, хорошо говоривший по-русски, с висячими, как у Руцкого, усами, ставя, наконец, штампы в наши еще советского образца паспорта (независимый Узбекистан своих паспортов не успел отпечатать), сказал: 


- Мало того, что вы едете по паспорту несуществующей страны, так вы еще едете в неподходящее время, в неподходящем возрасте, с неподходящей специальностью и неподходящей национальностью.
Удачи! 


Если это сойдет за обещание золотых гор, то по теме лживой израильской пропаганды и обманщика-Сохнута у меня все.

Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2018-02-12 04:49 am (UTC)
From: [identity profile] myquin.livejournal.com
Прочла на одном дыхании

Date: 2018-02-12 05:01 am (UTC)
From: [identity profile] chernika-mir.livejournal.com
Очень интересно, я вообще люблю почитать воспоминания, особенно, когда они хорошо написаны.

У меня по тегу олехадаш (https://chernika-mir.livejournal.com/tag/%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%85%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%88) тоже есть немного рассказов и о переезде и зарисовки о первых годах жизни в Израиле.

Date: 2018-02-12 05:14 am (UTC)
From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com
Спасибо, вечером почитаю

(no subject)

From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com - Date: 2018-02-12 11:56 am (UTC) - Expand

Date: 2018-02-12 06:16 am (UTC)
From: [identity profile] gorrar.livejournal.com
И мне всегда интересно читать!
А я даже и не писала ничего про приезд) ЖЖ завелся уже через 4 года после приезда.

Date: 2018-02-12 06:18 am (UTC)
From: [identity profile] pooshilka.livejournal.com
Как все правильно и хорошо написано.

Date: 2018-02-12 06:29 am (UTC)
From: [identity profile] volnij-hudoznik.livejournal.com
ну, я помню шикарный (в самом деле, отличный) сохнутовский плакат с шикарной фиолетовой колючкой на фоне шикарно растрескавшейся земли с примерно такой надписью "we don't promise you a rose garden".

Date: 2018-02-12 06:32 am (UTC)
From: [identity profile] volnij-hudoznik.livejournal.com
о, нашла. Надо же!
Image

(no subject)

From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com - Date: 2018-02-12 06:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] volnij-hudoznik.livejournal.com - Date: 2018-02-12 07:24 am (UTC) - Expand

Date: 2018-02-12 06:52 am (UTC)
From: [identity profile] yushkevich.livejournal.com

Спасибо! Очень интересно! А как Ваши дети-подростки восприняли переезд?

Date: 2018-02-12 08:08 am (UTC)
From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com
Детям было и легче, и труднее, чем нам Легче - потому что я их за год до переезда забрала из школы и засадила за иврит и английский - так что они не варились в "русском" гетто, а пошли сразу в нормальную школу, и школа нам попалась очень хорошая - у них там была персональная учительница-психолог, к которой они могли пойти в любой момент - хоть посреди урока. Труднее - потому что все- таки переходный возраст, тут и на соседнюю-то улицу переезжать нелегко... Но у них была очень сильная даже не сионистская, а еврейская мотивация, я думаю, что это им тоже помогло.

(no subject)

From: [identity profile] inga-den.livejournal.com - Date: 2018-02-12 07:20 pm (UTC) - Expand

Date: 2018-02-12 07:36 am (UTC)
From: [identity profile] sigdan.livejournal.com
Интересно написано и честно.

Date: 2018-02-12 07:57 am (UTC)
From: [identity profile] mama-kati.livejournal.com
Мои родители уезжали в 2000 году в Израиль, (мы уже были в стране, мы приехали раньше) как раз тогда была антифада и палестинцы пытались прорваться к Ариэлю армия стояла между и охраняла жителей, камнями закидывали машины на шоссе, короче было весело. Так мои родители на встрече с консулом рассказывали ему, что вот папа инженер, он будет работать где-то на заводе, а жить они хотят в Ариэле, на что консул заметил: "Ну, а ездить на работу вы будете на танке", с этими словами и поставил им визы в паспорта. Так и поехали.

Date: 2018-02-12 11:11 am (UTC)
From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com
Мы пережили две интифады - начала 90-х и 2000-х. В 2000-х мы жили в деревеньке с шикарным видом на Рамаллу, окна салона закладывали мешками с песком, а вечерком под домом стоял танк. Когда вдруг забарахлил телевизор, муж сказал: а зачем он нам - вон за окном салона новости в прямом эфире...
В местном еженедельном листке тогда опубликовали хорошую шутку:
Идут две девочки по поселковой улице, вдруг одна останавливается и вскрикивает: - Ой!
Вторая испуганно спрашивает: - Что такое?
- Кажется, опять из Рамаллы стреляют...
- Уф, так бы и сказала - а я уж испугалась, что ты лягушку увидела!

Date: 2018-02-12 08:05 am (UTC)
From: [identity profile] ran-khar.livejournal.com
Мы уже 26 лет в Израиле, с конца 91. То, что нам удалось уехать заслуга тогдашнего балагана - мужу подписали нужную бумажку. Нас,так же как и вас, никто не агитировал и не уговаривал и уж точно о золотых горах разговоров не было. Я взяла с собой свой зингер и купили маленькую японскуй швейную машинку,вдруг удасться пробиться с шитьем. Ну и 4×100 долларов.
Кроме нас 4 ,у нас с собой было 3 бабушки. Моя мама и 2 старых незамужние одинокие тети. Оставить их там было равносильно похоронить. Поселились мы все вместе и это очень помогдо поначалу с оплатой квартиры и остальных платежей.

Date: 2018-02-12 08:09 am (UTC)
From: [identity profile] pussikk.livejournal.com
читаю ваш слог и наслаждаюсь. Правда, очень хорошо и красиво рассказываете - пишите !

Date: 2018-02-12 08:09 am (UTC)
From: [identity profile] pussikk.livejournal.com
пишете, сорри))

Date: 2018-02-12 08:35 am (UTC)
From: [identity profile] alena-15.livejournal.com
Не помню, показывала ли я Вам пост, написанный по подобному случаю))
Ты помнишь, как все начиналось?

(простите великодушно, если повторяюсь)

Date: 2018-02-12 09:37 am (UTC)
From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com
Нет, не показывали. Спасибо за ссылки - начала читать и увлеклась, чуть не забыла, что надо работу работать - вечером в автобусе почитаю.

(no subject)

From: [identity profile] alena-15.livejournal.com - Date: 2018-02-12 09:41 am (UTC) - Expand

Date: 2018-02-12 08:46 am (UTC)
From: [identity profile] alena-15.livejournal.com
"в неподходящее время, в неподходящем возрасте, с неподходящей специальностью и неподходящей национальностью..."
У каждого своя история.
Но главное общее в этих искренних воспоминаниях - невозможность оставаться там, в старой жизни.

А если б не Ташкент, с которым "не сложилось", если б жили в другом городе - уехали бы?
А вообще написано - на одном дыхании - и читается - на одном дыхании. Спасибо!

Date: 2018-02-12 10:50 am (UTC)
From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com
Разумеется, всё равно бы уехала - где-то к началу 80-х, поработав в советской школе и побившись о разного рода стенки в попытках перебраться просто в другой город, я в один прекрасный день пришла к знаменитому выводу - "хоть тушкой, хоть чучелом". Понимаете, я пресловутый брежневский застой начала чувствовать физически - как спёртый тюремный воздух, пахнущий мертвечиной. Не помню где я прочла знаменитую фразу Ахматовой, выпущенной в оттепельные годы на Запад для получения какой-то литературной премии - "они отняли у нас мир". Вот это я и чувствовала - у меня и у моих детей - отнимают целый мир и вынуждают жить среди сплошных господ Головлевых - дышать нечем... И ещё - у меня было очень сильное и как оказалось точное предчуствие катастрофы этого выморочного мира - и если мне и в целом-то не жилось, то уж под обломками оказаться точно не хотелось

(no subject)

From: [identity profile] alena-15.livejournal.com - Date: 2018-02-12 11:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com - Date: 2018-02-12 12:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alena-15.livejournal.com - Date: 2018-02-12 12:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com - Date: 2018-02-12 12:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alena-15.livejournal.com - Date: 2018-02-12 12:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com - Date: 2018-02-12 12:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] inga-den.livejournal.com - Date: 2018-02-12 10:08 pm (UTC) - Expand

Date: 2018-02-12 08:49 am (UTC)
From: [identity profile] ashley-rat.livejournal.com
Вы так замечательно пишете :) я все никак не могу собраться и написать свяный текст о нашей репатриации, меня хватает только на маленькие фейсбучные заметки.
Меня сейчас как удивляло, так и продолжает удивлять не только пристрастие приехавших в 90-е к формуле "дерьма похлебать" (правда, с оптимистичным финалом - "похлебаете, но потом всё наладится"), но и стоны и стращания со стороны приехавших только что на тему "вы потеряете в уровне жизни, ууууу! вы потеряете в престиже, ооо! вы потеряете в чем-то там еще, ыыыы!"... Такое послушаешь, и кажется, что едут сплошные экономисты и юристы, с зарплатой в сотни тыр, которым действительно до выхода на привычный уровень еще проходить годы переквалификации и изучения языка. Или оно вправду так, а мы, кто уезжали с посылом "нам терять теперя неча, окромя своих цепей" - исключение...

Date: 2018-02-12 01:06 pm (UTC)
From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com
Знаете, был такой очень злой (но не беспочвенный) анекдот того времени:
Встречаются на Алленби две дворняжки-репатриантки:
Одна говорит:
- А я в Союзе была овчаркой!
- Подумаешь, а я - сенбернаром!
Муж мой в своё время с ума сходил, когда к ним в лабораторию приходили на работу очередные сотрудницы с дипломами всяческих (иногда и столичных) политехов, а то и с учёными степенями, но не умеющие ну НИЧЕГОШЕНЬКИ! Знаете, был такой тип хороших еврейских девочек, которые старательно получали диплом, чтобы найти в институте приличного мужа, потом устроиться на работу в какой-нибудь один из бесчисленных и бесполезных ГИПРОМИПРОГРАДСТРОЙЛОМАЙХИММОНТАЖ и на работе в должности МНСа организовывать кружки аэробики, обмениваться выкройками и бегать по очереди за дефицитом в ближайший универмаг - по моим наблюдениям, именно они и стонали больше всех на тему того, что их тут не ценят и не понимают...
(deleted comment)

Date: 2018-02-12 11:02 am (UTC)
From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com
Я сейчас думаю, что, как ни странно, отсутствие финансовой подушки нам пошло на пользу - мы знали, что можем положиться только на себя, а на рефлексии времени нет. Я очень рада тому, что мы практически сразу начали работать - муж через три недели после приезда, я - на неделю позже, а в ульпан пошли вечерний. Оказалось, что работа в ивритоязычной среде с постоянно наяривающим радио - лучше всякого ульпана, мы через месяцок уже бойко переругивались с цеховым начальством на "иврит кала". Все шлягеры и рекламу того времени я знаю наизусть (кто помнит это бессмертное: "каше ли - ат рехока мимени.."?).

(no subject)

From: [identity profile] bigironx.livejournal.com - Date: 2018-02-12 11:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com - Date: 2018-02-12 12:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chernika-mir.livejournal.com - Date: 2018-02-12 12:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com - Date: 2018-02-12 12:53 pm (UTC) - Expand

Date: 2018-02-12 10:13 am (UTC)
From: [identity profile] natleo-pat.livejournal.com
Читаю вот все эти страшные истории эмиграции в одном тапочке и с тремя долларами в кармане и нарадоваться не могу, что у меня не было евреев в роду и никто меня не потащил за светлым будущем в Израиль или еще какую-нибудь страну.
Это же конфликт беженца в психике на всю жизнь!
И мало у кого он не наблюдается.
И выражается в разных формах, но он есть.

Date: 2018-02-12 10:48 am (UTC)
From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com
У меня нет. У моих детей нет. Про мужа - вообще не говорю, он себя в прошлой жизни чувствовал марсианином. Более того, я много знаю семей, где инициатором отъезда выступала нееврейская половина - а сейчас еще и у Алёны по ссылке нашла похожие. Я давно поняла, что люди - разные, и не для всех актуальна истина "где родился, там и пригодился". Никто же не возмущается пушкинской Татьяной, которая "в семье своей родной казалась девочкой чужой". Люди вон нечаянно не с тем полом рождаются, а уж родиться в стране, которая тебе не подходит (не плохая и не очень плохая, а просто НЕ ПОДХОДИТ) - это гораздо более распространённый случай.

(no subject)

From: [identity profile] natleo-pat.livejournal.com - Date: 2018-02-12 10:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com - Date: 2018-02-12 11:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] natleo-pat.livejournal.com - Date: 2018-02-12 11:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com - Date: 2018-02-12 11:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bigironx.livejournal.com - Date: 2018-02-12 11:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com - Date: 2018-02-12 12:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bigironx.livejournal.com - Date: 2018-02-12 01:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com - Date: 2018-02-12 01:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] inga-den.livejournal.com - Date: 2018-02-12 10:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fossa-s.livejournal.com - Date: 2018-02-13 01:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bigironx.livejournal.com - Date: 2018-02-13 02:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fossa-s.livejournal.com - Date: 2018-02-13 02:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ashley-rat.livejournal.com - Date: 2018-02-12 08:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] test-na-trzvst.livejournal.com - Date: 2018-02-12 06:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com - Date: 2018-02-12 06:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] test-na-trzvst.livejournal.com - Date: 2018-02-12 07:00 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] natleo-pat.livejournal.com - Date: 2018-02-16 05:47 pm (UTC) - Expand

Date: 2018-02-12 11:32 am (UTC)
From: [identity profile] bigironx.livejournal.com
Помню этот культурный центр в 95-й школе !))

Date: 2018-02-12 11:43 am (UTC)
From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com
О! Точно!

Date: 2018-02-12 02:34 pm (UTC)
From: [identity profile] marinalevy.livejournal.com
Я приехала по молодёжной программе в 1993 году.
Мне было 16 лет и мне всё было хорошо. Только обстреливали нас постоянно, а так - всё хорошо.

Date: 2018-02-12 03:02 pm (UTC)
From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com
Да, 93-95-й были "весёлыми" годочками. Может, кто помнит тогдашний чёрный юмор: что такое израильская рулетка? - билет в автобус...
А где вы жили?

(no subject)

From: [identity profile] myquin.livejournal.com - Date: 2018-02-13 07:16 pm (UTC) - Expand

Date: 2018-02-12 02:45 pm (UTC)
From: [identity profile] aleksandrsp.livejournal.com
Я ехал не в Израиль, а в Америку, но какая в общем-то разница?!
Или есть?
Если захотите прочесть мою эпопею то вот линк:
http://aleksandrsp.livejournal.com/45136.html
Но честно предупреждаю - там много текста.
Семь больших частей

Date: 2018-02-12 02:59 pm (UTC)
From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com
Мне интересно всё, что касается перемены мест. Я нашла одну свою школьную подругу в Болгарии, одну - с узбекско-татарско-русскими корнями и сыном от пропавшего узбекского мужа - во Франции, одноклассницу дочери - в Малайзии, есть у меня однокурсница, красотка-украинка - в Сирии (уже небось бабушка множества внуков - что сейчас с ней, боюсь даже интересоваться...), есть знакомая ровесница с биофака - чисто русская - ещё в советское время свалившая в Голландию, есть однокурсник мужа, оказавшийся не в привычных для еврея Израиле-Канаде-Штатах-Австралии, а в сонной Словакии. Здесь я работаю среди репатриантов со всех концов света, я писала об этом, не помню когда, в комментах - из Чехии, Австрии, Германии, Франции, Голландии, Аргентины, Штатов само собой, сотрудница из Венгрии недавно на пенсию ушла, дедушки-бабушки моих израильских зятьев - из Словакии, Греции, Марокко и Йемена - так что "кибуц галуйот" (собрание изгнанников) я изучаю не по учебникам.
Вашу эпопею непременно почитаю, спасибо.

Date: 2018-02-12 06:20 pm (UTC)
From: [identity profile] test-na-trzvst.livejournal.com
часто же кажется, что сейчас вот допилишь ещё это звено - оковы тяжкие падут - и всё. наконец, станет прекрасно.
а оно берёт - и не становится, изволь опять впрягаться и работать на то, чтобы стало хотя бы выносимо.
конечно, нет-нет и возопишь - за это ли, старик Яков, боролся ты и страдал? звенел кандалами и взвивал чапаевскую саблю?

Date: 2018-02-12 06:28 pm (UTC)
From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com
Слушайте, я вам уже говорила, что вы мне положительно нравитесь?

(no subject)

From: [identity profile] test-na-trzvst.livejournal.com - Date: 2018-02-12 07:08 pm (UTC) - Expand

Date: 2018-02-12 07:28 pm (UTC)
From: [identity profile] inga-den.livejournal.com
Надо же, я тоже русская по маме, украинка по папе и убежденная еврейка по мужу :).
И насчет возможной психологической несовместимости с географической точкой тоже разделяю ваше мнение - это еще как бывает, и не надо себя насилоть!

Date: 2018-02-12 08:44 pm (UTC)
From: [identity profile] notabler.livejournal.com
Хотелось бы побывать в Израиле, представляю его очень хорошо по постам множества френдов и рассказам, по литературе. Но жить там, наверно, не стала. Слишком долго я прожила в странах, где говорят тихо, шепотом, где уважают и лелеют чужое личное пространство (в Литве и Англии). Я так и не научилась говорить шопотом, слишком громкая до сего дня, все еще воспитываю себя)

Date: 2018-02-12 09:20 pm (UTC)
From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com
Вы знаете, в Израиле при всей внешней шумности, открытости и левантийской простоте нравов уважение к личному пространству присутствует в куда большей степени, чем в прежней моей жизни - так мне, во всяком случае, чувствуется. А жить здесь - да, не всем комфортно - страна маленькая, бедная и постоянно воюющая.

(no subject)

From: [identity profile] notabler.livejournal.com - Date: 2018-02-12 09:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fossa-s.livejournal.com - Date: 2018-02-13 01:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] notabler.livejournal.com - Date: 2018-02-13 01:52 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com - Date: 2018-02-13 02:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fossa-s.livejournal.com - Date: 2018-02-13 02:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com - Date: 2018-02-13 02:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fossa-s.livejournal.com - Date: 2018-02-13 02:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com - Date: 2018-02-13 02:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fossa-s.livejournal.com - Date: 2018-02-13 02:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com - Date: 2018-02-13 02:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fossa-s.livejournal.com - Date: 2018-02-13 03:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com - Date: 2018-02-13 03:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fossa-s.livejournal.com - Date: 2018-02-13 03:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com - Date: 2018-02-13 03:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fossa-s.livejournal.com - Date: 2018-02-13 03:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com - Date: 2018-02-13 03:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fossa-s.livejournal.com - Date: 2018-02-13 03:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com - Date: 2018-02-13 03:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fossa-s.livejournal.com - Date: 2018-02-13 03:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com - Date: 2018-02-13 03:38 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com - Date: 2018-02-13 05:01 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com - Date: 2018-02-13 05:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tandem-bike.livejournal.com - Date: 2018-02-13 05:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] notabler.livejournal.com - Date: 2018-02-13 05:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tandem-bike.livejournal.com - Date: 2018-02-13 05:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com - Date: 2018-02-13 07:17 pm (UTC) - Expand

Date: 2018-02-12 09:17 pm (UTC)
From: [identity profile] nahariyanit.livejournal.com
Каждый Ваш пост - огромное удовольствие!

Напутственное слово от "нашего" консула в 1999 году мало отличалось от вашего :) Он тоже сокрушался по поводу наших неподходящих профессий (архитектор и переводчица) и возраста (39 и 44) ☺. Золотых гор никто не обещал, так что в обмане обвинить некого (вот же незадача ☻), Денег у нас было аж 30 долларов, ну и зверья с собой было изрядно. Я по случаю 10-летия писала пост об этом: https://nahariyanit.livejournal.com/50138.html - может быть, Вам захочется почитать.

Date: 2018-02-12 09:36 pm (UTC)
From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com
Вау - 18 котиков - это круто!

(no subject)

From: [identity profile] nahariyanit.livejournal.com - Date: 2018-02-13 01:39 am (UTC) - Expand

Date: 2018-02-13 06:33 am (UTC)
From: [identity profile] parafoxer.livejournal.com
А щас бы, уже знающие что вас ждет, и из вот этой вот, современной России - поехали бы?
Я все же считаю надо пытаться свою страну (край, город, улицу, дом) изменить, а не уезжать туда, где теплее и сытнее...

Date: 2018-02-13 08:41 am (UTC)
From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com
Я в России не жила - ни в прошлой, ни в нынешней жизни, за исключением трех лет учебы в Москве, но Москва - не вполне Россия, а университетский кампус на тогда еще Ленинских горах - не вполне Москва. Гражданство я имела страны под названием СССР. В Ташкенте, где я была прописана, было очень тепло и вполне себе сытно. Уровень жизни у нашей семьи был гораздо выше, чем в среднем по стране. Жить мне там не нравилось Совсем - бывают такие, знаете, отщепенцы. Еще вопросы есть?

Date: 2018-02-13 03:14 pm (UTC)
From: [identity profile] fialkafialka.livejournal.com
Спасибо вам за этот пост!

Date: 2018-02-13 03:20 pm (UTC)
From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com
Та, на здоровьичко - заходите еще.

Date: 2018-02-13 05:37 pm (UTC)
From: [identity profile] tandem-bike.livejournal.com
прелестно! спасибо!
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Profile

chipka_ne: (Default)
chipka_ne

March 2022

S M T W T F S
  1 2 345
6 78 9 101112
13 14 1516171819
20212223242526
2728293031  

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 11th, 2026 06:07 pm
Powered by Dreamwidth Studios