chipka_ne: (Default)
[personal profile] chipka_ne

Пост о вкусах я неспроста написала, а потому что вздумалось мне поразмышлять о том, справедливы ли претензии к тому, что эмигранты, родства не помнящие и родину-мать позабывшие, перебравшись за моря-океаны за длинным шекелем-долларом-евро, а то и юанем, немедля начинают низвергать прежних кумиров и отрекаться от идеалов детства-юности. 


На самом деле, никакой статистической выборки я делать не буду, а напишу, как это принято в моём журнальчике, про исключительно себя, любимую. Тем более, что в очередной раз затеяла перебирать книги, тщетно надеясь хоть приблизительно навести порядок в своей библиотеке. Пока что даже прикроватную тумбочку разобрать не удаётся.



Я, видите ли, уже давненько чаще старое перечитываю и пересматриваю, чем новенькое читаю и смотрю — что поделать, возраст, и погодите фыркать — доживите до моих лет!


И перебрав хорошенько всё, что я в последние годы перечитываю, обнаружила, что в общем и целом вкусы не изменились. Почти. За редким исключением. Нет, в старых книгах и фильмах часто теперь иногда бросается в глаза то, чего раньше не замечала, но в целом: то, что нравилось тогда, то нравится и сейчас, а то, что раньше невзлюбила — и теперь полюбить не получается. 


Из классики, например как раньше «Войну и мир» могла читать с любого места, не отрываясь (за исключением батальных сцен и финала сусально-философского), так и сейчас могу — и мне в кайф. При том, что Лев наш Николаич, зеркало самизнаетечего, мне, как личность, жутко неприятен. И «Воскресение», например, меня не заставишь перечитать под дулом пистолета. 


Ещё один классик, абсолютно непопулярный, а мною обожаемый — это Салтыков-Щедрин — по мне так даже, если бы он ничего не написал, а только один раз мрачно пошутил:«Занят — умираю» — уже был бы гений. Вот «Пошехонскую старину», на какой странице ни открой, все безупречно, не к чему придраться — хотя не самое весёлое чтение.


Из школьного хэйт-ридинг — первое место занимает «Тарас Бульба», и евреи здесь ни при чём, потому что в школе мы его сперва читали по хрестоматии без сцены еврейского погрома, да и не было у меня тогда ни малейших еврейских сантиментов. Но вот прущий с каждой страницы свинский мужской шовинизм зашкаливал, а мудрая школьная программа предлагала нам восторгаться героем как раз в ту пору, когда все девчонки — стихийные феминистки и мальчишконенавистницы. Первое впечатление  — как было «буэээ», так и осталось, и советская власть в данном случае тут не при делах. 


Фёдор Михайлович — тоже не в фаворитах, но уж больно пассионарный и страстный — не люблю, но читать могу. Хотя упорно в глаза бросается то, чего другие не замечают — я это не раз проверяла. Например (я об этом уже писала однажды) — почему ни один достоевсковэд ни разу не обратил внимание на то, что в романе «Идиот» завязка — это предстоящее замужество Аглаи, когда добропорядочное семейство Епанчиных (положительные герои!) собирается выдать любимую (действительно любимую) дочь за похотливого старикашку, патентованного растлителя-педофила (история с Настасьей Филипповной известна всему свету и родителям невесты тоже) — и это считается нормой! И бойкая умненькая Аглая этому не противится, пока не появляется на горизонте тот, кто исключительно за доброжелательность и порядочность почитается в тогдашней России — кем? — идиотом, конечно! 


Школьный курс советской классики весь — мимо. Да, включая уже разрешённого в наше время и включенного в школьную программу Есенина — не была я тогда его целевой аудиторией, то есть чувствительной еврейской девушкой, ну и как-то не оценила — с великого русского поэта от этого не убудет. 


Вот Паустовского любила, Багрицкого, Бабеля, Катаева, Зощенко — в 60-е годы их уже печатали, но в школе не проходили — оно и к лучшему.


Вообще, внеклассное чтение — отдельная тема. Вот за что люблю интернет — за то, что обнаруживаю, что не такой уж я маргинал, каковым долго сама себя считала.  Оказывается, есть люди, которые помнят, например сказку «Гном из забытой страны» (Есть где-то страна, неведомо где, её не отыщет моряк по звезде...). Или первую, взятую мной в городской детской библиотеке книжку «День чудес» Ягдфельда и Витковича, нынче это называется фэнтези — про волшебную кисть, слепленную из снега девочку Лёлю и чудо-кукол (библиотекарша строго спросила: тебе не рано такую толстую книжку? успеешь прочесть за десять дней?) Радиоспектакль «Маленький принц», кто помнит? — я его раз двадцать слушала до того, как мне попалась, наконец, книжка. Фото-комикс «Красный шар» Ламориса — фильм почему-то на советские экраны тогда не попал, а вот комикс с кадрами из фильма напечатали, где бы вы думали? — в «Весёлых картинках». Потом я этот «Красный шар» на иврите купила своим внукам и четырёхлетние близнецы мне кричали, когда доходило до стычки Паскаля со злыми мальчишками: «Бабушка, пропусти! Читай сразу в конце!» — и переворачивали страницы поскорей туда, где Паскаль уносится в небо на сотне разноцветных шаров.


Рядом с «Маленьким принцем» — маленький король Мацюсь — именно Мацюсь, а не Матиуш, потому что читала я его в украинском переводе, так и осталось — вообще преимущество жизни в украинском областном центре было в том, что масса дефицитной переводной литературы была доступна в украинских переводах — и не сказать, чтобы плохих. А некоторые вещи так прочно вошли в сознание на украинском, что на русском уже и не читались.


И вот странно, взахлёб читаемая тогда детская классика: Майн Рид, Жюль Верн, Дюма — сейчас не идёт никак, скучно, а «День чудес» — всегда пожалуйста. «Том Сойер» остался в детстве, а его приятель Гекльберри читается и перечитывается. 


И, конечно же, «Дорога уходит в даль» — мы с будущим мужем однажды обнаружили, что разговариваем цитатами из неё — так в общем-то и познакомились. 


Ещё два юношеских романа с книгами — это «Над пропастью во ржи» (моя учительница английского, давая мне её, сказала: «Я тебе завидую, ты это ЕЩЁ не читала...») и куда менее известная (а может, помнит кто, если не книгу, то фильм — ау!) «Голосую за любовь» Грозданы Олуич — причём вторая меня потрясла больше: понятное дело, что во Вражеской Америке ясноглазому Холдену положено было страдать, вместо того, чтобы мечтать о комсомольской стройке, но писать ТАКОЕ о какой-никакой, но социалистической Югославии — мамадорогая, это же то, что мы чувствуем, любим и ненавидим, боясь себе в этом признаться! Кстати, тоже прочитано на украинском и зачитано добрыми друзьями — я ужасно горевала, когда не нашла эту небольшую книжечку перед отъездом. Сэллинджера-то не мудрено купить, а вот где я найду Олуич? Да ещё в привычном варианте, на украинском?


Зачитанные книги — это вообще отдельная боль. Тут у меня почему-то Ивлину Во больше всего повезло. С самого начала зачитали «Пригоршню праха» и «Не жалейте флагов» — в 1971, едва успела прочитать. Два раза у меня зачитывали «Мерзкую плоть»  — я её купила, наконец, уже в Израиле. В Ташкенте зачитали «Упадок и разрушение» — с концами, здесь я его купила на английском, чтобы, помолясь, собравшись с духом, прочесть когда-нибудь на пенсии. С «Пригоршней праха», кстати всё обернулось к лучшему, я её вскоре нашла в украинском переводе — как «Жменю праху» и немедленно влюбилась. Мой муж по ней легко выучил украинский — начал читать, поначалу спрашивая непонятные слова, а где-то к середине книги всё понял, как Рахметов французскую Библию. Она у нас с тех пор тоже растаскана на цитаты — в Израиле в первые годы, просматривая отчёты из банка, муж мой вздыхал: «Так, я бідний, я дуже бідний... Такий бідний, що можу всіх називати хвойдами... Та все одно з того небагато пуття...» 


Зато, когда нам после смерти Юнга подарили борзую, то собираясь на прогулку, я ей наставительно говорила: «Тато каже, що всі, хто мають кошти, мусять полювати на благо Англії!» 


Ну и всякое диссидентское — я, как ни странно, не оценила Солженицына. При том, что очень люблю «Матрёнин двор» — больше, чем «Один день...», может, потому что совпало с моими детскими впечатлениями от владимирской деревни и её обитателей,  да и главная героиня, при всей своей праведности, получилась живая, не сусальная и очень похожая на любимую мою тётю Надежду. Но всё остальное — мимо. «Гулаг», не полный, фрагментами, разумеется был проглочен за пару ночей с трепетом священным, но как литературу я его не воспринимала. Более того, повергла в шок хорошую девочку, которая мне его дала, вопросом: «А тебе не показалось, что он того... маленько антисемит?»  Девочка была, разумеется, еврейка. И разумеется, зашлась в праведном гневе: как можно! это же Исаич! покушение на святыни! А я тогда ни с какого боку не была ещё еврейским вопросом затронута, поэтому могла себе позволить. Жаль, что не найти теперь ту девочку — я бы поговорила с ней после выхода «Двести лет вместе»... Но если патетическую публицистику «Гулага» я ещё переварила, то «Раковый корпус» и «В круге первом» я с прогрессивными своими друзьями даже обсуждать  избегала, чтобы не ссориться — соцреализм навыворот, дочитан исключительно из почтения. До сих пор помню «В круге первом» какого-то мутного озабоченного мужика, alter ego автора, вероятно, который желал иноземные слова заменить исконно русскими и придумал вместо «инженер» говорить «зиждитель» — брррр! Но почтение к святыням и борцам (я не шучу, я действительно считаю Александра Исаича матёрым человечищем) сделало своё дело, я уже в перестройку терпеливо прочла «Красное колесо» — зацените! Особенно протоколы Госдумы автору удались. И про царя с царицей очень душевно. 


Зато Трифонов, а также абсолютно легальный и столь же абсолютно антисоветский Маканин с середины 70-х читаются и перечитываются легко.


А вот что врезалось даже не в память, а простите за пафос, в самое сердце, это найденный в маминых подшивках «Юности» за 1964 год «Дом с башенкой» Горенштейна. Я его прочла на пять лет позже и с тех пор всё искала и спрашивала в библиотеках — Горенштейн, Фридрих Горенштейн, посмотрите в каталоге, неужели нету? Любящие меня библиотекарши честно искали — Фридрих, говоришь? Может в зарубежной литературе? Нет, извини, нету. Потом это имя мелькало в титрах — как соавтор сценариев. Потом — растворилось. В 1980 он эмигрировал, незаметно, беззвучно, без разоблачений, проклятий и ореола мученика. Главы из романа «Псалом» я прочла уже в начале 90-х — и помню то же ощущение — удар в сердце. За два месяца до отъезда в последний свой визит в Луцк я купила роман «Место» в книжном магазине напротив моей школы — магазин уже продавали под что-то коммерческое, там горели жуткие тусклые лампочки, с чего я в этот депресняк забрела и как  углядела на развале этот том — сама удивляюсь. Самый любимый писатель. Абсолютный гений. Но рекомендовать его не берусь никому, кому надо, как-то сам его находит — он ни в какие рамки не вписывается. Числится и в русофобах, и в украинофобах, и в юдофобах, не говоря уж про германофобию — всем сестрам по серьгам. Пишет про то, что «жизнь пуста, бездумна и бездонна» (и это правда, чего уж там) — но другой пока нет и не предвидится.


Ну вот, хотела завершить словами «я список кораблей прочёл до середины» — да какая уж там середина, даже прикроватная тумбочка не разобрана. Будет настроение, продолжу. 


А как у вас с детско-юношескими вкусами — сильно изменились?


Апдейт: Позор на мои седины! Старый развратник Тоцкий из «Идиота» собрался жениться на Александре, а не на Аглае! (Грустно) Здравствуй, дедушка Альцхаймер...

Date: 2018-10-22 02:24 pm (UTC)
From: [identity profile] tandem-bike.livejournal.com


ГОСПОДИ. просто СИСТРА. за исключением парочки нечитанных и парочки неупомянутых, я как тут говорят Яростно Плюсую.

не, не шибко изменилась. русская классика плюс ранние советские плюс трифоновская плеяда- была заглочена до 14ти лет и с тех пор вперечитываема. потом я подсела на Набокова (не всего), Джойса. открыла для себя Петрушевскую. после Петрушевской НИЧЕГО в современной России не видела достойного моего королевиного чтения, я лучше чехова письма перечиаю, настал тот сезон.



offtopic: Чипка, я хочу чтобы вы мен дали медаль терпения. т.е. за тепрение. случайно меня навело ( фриедз активити) в журнал вашей френды, кояя френда написала смрадную гадость про инвалидов и инвалидство и "пособия", явно ничего не зная об этом. но я ее не кусать не стала, хотя матюги шли уже ноздрями. таких людей можно только выругать и оскорбить, переубедить их невозможно. а ведь там пытались в том числе вы.

для меня это профессиональное, хорошая половина моих больных - инвалиды.

Date: 2018-10-22 02:53 pm (UTC)
From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com
Петрушевская - да, на той же тумбочке, но это уже поздняя любовь, я ее впервые прочла в конце 80-х.
К дискуссиям, подобным упомянутым, я давно отношусь почти без эмоций - в Израиле любят раскручивать тему тех, кто якобы жирует на наши налоги. Справедливости ради, желающих на***ть национальное страхование у нас достаточно, но это не инвалиды, конечно, тут мне есть, что возразить с фактами в руках.
Но та же френдесса пишет, к примеру, о жульничающих работницах по уходу - это чистая правда, я такого навидалась массово, а она с такой публикой и работает. Когда постоянно сталкиваешься с желанием урвать с державы - поневоле начинаешь всем подряд не верить.

(no subject)

From: [identity profile] tandem-bike.livejournal.com - Date: 2018-10-22 03:11 pm (UTC) - Expand

Date: 2018-10-22 02:30 pm (UTC)
From: [identity profile] dzhin-dzhit.livejournal.com
Многое стало вызывать отторжение. Что-то из-за авторов, что-то перерослось, как "Мастер и Маргарита", например. Осталось только то что вне времени или произвело слишком мощное впечатление, как "Киммерийское Лето" Слепухина.
Классику с разных бочков покусываю, все идёт по разному. Но лучше всего - мемуары.

Date: 2018-10-22 02:35 pm (UTC)
From: [identity profile] albetina.livejournal.com
"Матренин двор" гениальный рассказ, лучшее, что есть у Солженицына. Я его, правда, прочла уже взрослой, но это и хорошо, потому что в юности могла и не оценить

Date: 2018-10-22 02:42 pm (UTC)
From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com
Я его прочла в начале 70-х, Солженицын был уже враг и предатель, а старые номера "Нового мира" еще по квартирам хранились. Мне было 17, еще жива была моя уже почти ослепшая тетя, и мне это на душу легло. Жаль, что он вошел в роль проповедника и не удержался на этом уровне.

Date: 2018-10-22 02:38 pm (UTC)
From: [identity profile] bulyukina-e.livejournal.com
Я пока перечитала только Толстого, Достоевского, Чехова и любимое в школе "Отцы и дети".
"Война и мир" понравилась еще больше, правда я второй раз читала больше с исторической точки зрения.
"Преступление и наказание" - стало более жизненным, а не мрачным, как раньше казалось.
"Вишневый сад" понравился, вообще как-то прониклась, особенно "Дядя Ваня" понравился.
А вот Тургенев показался слишком простым. Судя по тому, что он сейчас нравится дочке, то он действительно больше для подростков подходит, а вот остальных авторов можно читать в любом возрасте.

Date: 2018-10-22 03:02 pm (UTC)
From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com
А мне, историку, как раз в "Войне и мире" нравятся всякие глупости - сватовство Анатоля к княжне Марье, противная Вера Ростова, Наташа со своим "Мадагаскар", охота с борзыми - люблюнимагу! Потому что живая жизнь. Умел писать, зараза!

(no subject)

From: [identity profile] bulyukina-e.livejournal.com - Date: 2018-10-22 03:06 pm (UTC) - Expand

Date: 2018-10-22 03:31 pm (UTC)
From: [identity profile] hithlin.livejournal.com
Слушайте, а я помню "День чудес". Причем не название и не фамилии авторов, а девочку Лелю из снега. Ну, и трех снежных баб и что-то там эпохи Анны Иоанновны - причем эта эпоха до сих пор у меня ассоциируется именно с тем, чем-то мрачным, что там было про нее написано. Сдается, что, судя по году издания, мне досталась мамина книжка.

Date: 2018-10-22 04:07 pm (UTC)
From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com
Дадада - три снежные бабы: душа черная, душа бумажная и душа продажная. И Старый Год, который хотел остановить время - вечные часики в сердце девочки Лели. Еще фильм такой был "Снежная сказка" - все Гарри Потеры нервно курят в сторонке.
Edited Date: 2018-10-23 10:39 am (UTC)

Date: 2018-10-22 04:14 pm (UTC)
From: [identity profile] ran-khar.livejournal.com
Мы тоже с подружками цитатами из дороги говорили. Я ее уже в Израиле в библиотеке нашла и еще раз прочитала. Хороша.
Мы еще с Юности очень любили "Юноша с перчаткой" Инны Гофф. И вдруг недавно попался. Все равно хорош,хотя возраст мой уже не тот.

Date: 2018-10-22 04:15 pm (UTC)
From: [identity profile] hiperborea.livejournal.com
У меня похожая картина во многом. То, что я полюбила в детстве и юности, то есть то на чем я формировалась и училась мыслить так и осталось самым любимым. В список самого самого добавились вещи за последние 20 лет ( мне 41) и немало , но это уже не сравнимо то по силе воздействия с увиденным и прочитанным раньше. И это, мне кажется, естесственно.
В литературе многое совпадает с тобой, кстати. И в любви и в нелюбви. Дорога уходит вдаль, дом на набережной, матренини двор, над пропастью во ржи - стоят совершенно отдельно от всего. У меня еще "глазами клоуна", "мастер и маргарита" и довлатов прочитанные в 15 -16 лет стали книгами навсегда. Только вот у толстого я перечитываю "анну каренину", а не "войну и мир".
Да и в машине я все также слушаю гребенщикова, ддт, крематорий - вкусы не поменялись с 15-16.
И соловьев конца 80 начала 90 остался любимым режиссером. И еще , пожалуй, покровские ворота.

Date: 2018-10-22 04:47 pm (UTC)
From: [identity profile] inga-den.livejournal.com
Ты читала Бёлля?! В последнее время несколько раз столкнулась, что даже культурные люди об этом писателе и не слышали ((.

(no subject)

From: [identity profile] hiperborea.livejournal.com - Date: 2018-10-22 04:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] inga-den.livejournal.com - Date: 2018-10-22 04:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hiperborea.livejournal.com - Date: 2018-10-22 05:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] inga-den.livejournal.com - Date: 2018-10-22 05:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hiperborea.livejournal.com - Date: 2018-10-22 05:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com - Date: 2018-10-22 05:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] inga-den.livejournal.com - Date: 2018-10-22 06:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hiperborea.livejournal.com - Date: 2018-10-22 06:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] inga-den.livejournal.com - Date: 2018-10-22 06:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hiperborea.livejournal.com - Date: 2018-10-22 06:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] inga-den.livejournal.com - Date: 2018-10-22 06:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hiperborea.livejournal.com - Date: 2018-10-22 06:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com - Date: 2018-10-22 04:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] inga-den.livejournal.com - Date: 2018-10-22 04:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com - Date: 2018-10-22 05:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] inga-den.livejournal.com - Date: 2018-10-22 06:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dselezen.livejournal.com - Date: 2018-10-22 06:54 pm (UTC) - Expand

Date: 2018-10-22 04:43 pm (UTC)
From: [identity profile] sari-s.livejournal.com
От Сэлинджера я в юности сходила с ума. Да разве только я?
Сегодня в моих глазах Сэлинджер - это мизантропия, самокопание и лелеяние депрессухи. "Сага о Глассах"- пожалуйста, проникайся негативом, отрицательных эмоций - море, черпай, не хочу. Могу побиться об заклад, что его идеи эскейпизма довели до самоубийства немалое число молодых людей. Сегодня я бы запретила читать его книги людям моложе лет 23-х. Пусть подрастут. А подрастут - сами не захотят.

Date: 2018-10-22 04:56 pm (UTC)
From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com
Ну вот видите, как по-разному все читают. Для меня в ту пору Холден и Симор Гласс - это воплощение надежды на то, что мир разумен. Любимый рассказ - "Хорошо ловится рыбка-бананка", несмотря на сами знаете какой финал.

Date: 2018-10-22 05:28 pm (UTC)
From: [identity profile] inga-den.livejournal.com
Долго думала :). Нет, у меня это не так.
Из увлечений молодости сохранился только Ремарк. Да, теперь я понимаю, что он невеликий писатель, но все равно нежно люблю и регулярно перечитываю. А так-то я в юности любила всякие романтические книжки - "Собор Парижской Богоматери", "Зверобой"... А теперь для меня в книге главное - чтобы она была хорошо написана. Тогда в голове остается некое послевкусие. А все остальное склероз тут же поедает :).
"Войну и мир", кстати. тоже оценила только в зрелом возрасте.

Date: 2018-10-22 06:08 pm (UTC)
From: [identity profile] hiperborea.livejournal.com
А теперь для меня в книге главное - чтобы она была хорошо написана.
Есть в этом что-то. В ранней юности ты в книгах постоянно обнаруживал вещи о которых задумывался в первый раз. То, что сегодня кажется ясным и чуть ли не банальным, тогда казалось откровением. Я до сих пор помню как я прочла у довлатова " между тем, не суди это целая философия".
А сегодня я бы не обратила внимание на эту фразу. Зато начинаешь больше ценить стиль и язык.

(no subject)

From: [identity profile] inga-den.livejournal.com - Date: 2018-10-22 06:11 pm (UTC) - Expand

Date: 2018-10-22 05:36 pm (UTC)
From: [identity profile] l-cherry.livejournal.com
Вот я как раз думаю проверить, насколько изменились вкусы - перечитать "В августе 44-го". :)
Хотя конечно, вкусы изменились - Ремарка читать не могу, а в юности обожала.
Стихи Симонова, наоборот - по-прежнему пробирают, хотя и с некоторыми... исключениями.
Отношение к песням Высоцкого осталось неизменным. (и я рада, что мой не совсем русскоязычный ребенок знает, кто это такой).
Рассказ Олдриджа "Последний дюйм" по прежнему кажется великолепным.
(Это я навскидку наиболее значимые вещи из юности вспомнила)

Date: 2018-10-22 06:18 pm (UTC)
From: [identity profile] hiperborea.livejournal.com
Я перечитывала "в августе 44" и "зосю". Замечательно и сегодня.

(no subject)

From: [identity profile] l-cherry.livejournal.com - Date: 2018-10-22 06:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hiperborea.livejournal.com - Date: 2018-10-22 06:46 pm (UTC) - Expand

Date: 2018-10-22 05:42 pm (UTC)
From: [identity profile] notabler.livejournal.com
Отличный список. Не перечитывааю ничего, так как бумажных книг у меня нет совсем, все пропали при переезде. И жалко жизни, оа коротка, а книг много. Отличных писателей много, и далеко не все они русскоязычные. Всю классику я прочла, особенно ту, которая у родителей в шкафах стояла, которую "достали". Остальные библиотечные, их не станешь по 100 раз перечитывать, далеко они. А с 2004 года я вроде бы ни одной бумажной книги не прочла, все электронные. На цитаты ничего не разбирала, кроме "Колыбели для кошки", которую читала с любимым тогда человеком. Она одна у меня в бумажном виде и есть, ездит со мной по свету. А остальное я капитально подзабыла, помню только вкус, аромат и галочка стоит в мозгу "достойна быть перечитанной". Но со времен первой подписки на журнал "Иностранная литература" я подсела на иностранную литературу, и русские авторы как-то отошли на третий план. От них у меня привитая в школе диким преподаванием изжога. Все, что не успела прочесть до момента "прохождения" на уроке,так и не прочла. Поэтому, прочтя в возрасте 40 лет "Мертвые души" я была в диком восторге. Кстати, к своему списку хороших писателей я Гоголя бы все же добавила. И обязательно Пришвина. Из советских было немало замечательных, например, Искандер. С лету не вспомню

Date: 2018-10-22 06:11 pm (UTC)
From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com
А мы изрядную часть библиотеки всё-таки переправили по почте, бандерольками. Теперь вот пытаюсь перебрать, оставив самое-самое. Я все еще предпочитаю бумажные книги - Бредбери начитавшись (ещё один кумир юности).

Date: 2018-10-22 05:57 pm (UTC)
From: [identity profile] uccaxap.livejournal.com

нiчого не можу з собою зробити. як у школине читав, тай неперчитрвиваю

Date: 2018-10-22 06:06 pm (UTC)
From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com
Вы не один такой - моя младшая дочь не читает ничего с тех пор, как школу закончила. Выросла в доме, полном книг и в детстве не только читала, но и сочиняла. Правда, она адвокат - так что доку-драм и детективов ей хватает на работе.
Edited Date: 2018-10-23 05:25 am (UTC)

Date: 2018-10-22 06:17 pm (UTC)

Date: 2018-10-22 07:06 pm (UTC)
From: [identity profile] dselezen.livejournal.com
Неизменной осталась любовь к пьесам Шварца и Шоу, к Торнтону Уайлдеру и Джейн Остин, к Диккенсу и Голсуорси, Моэму и Уайлду. Решила,что самые любимые книги будут всегда стоять на книжной полке.

Date: 2018-10-23 04:48 am (UTC)
From: [identity profile] hiperborea.livejournal.com
Все имена у меня тоже в любимых. Не в самых самых, но в любимых. Мне кажется что попадание в самые самые очень сильно зависит когда ты прочел книгу, больше даже чем от качества самой книги. Книга должна чем-то совпасть с тобой внутри.

(no subject)

From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com - Date: 2018-10-23 05:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hiperborea.livejournal.com - Date: 2018-10-23 05:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dselezen.livejournal.com - Date: 2018-10-23 05:35 am (UTC) - Expand

Date: 2018-10-22 07:25 pm (UTC)
From: [identity profile] deutschevita.livejournal.com
Хорошо с вами вспомнить читанное))
«Война и мир» и Достоевский и Щедрин - у меня те же эмоции. Хотя в ВиМ я и финал люблю.
Из Советских кроме Трифонова нежно люблю Грекову и охотно перечитываю.
Горенштейн - сильный и трудный.
А из детских у меня энциклопедией была «Девочка в бурном море» Воскресенской.

Date: 2018-10-22 08:40 pm (UTC)
From: [identity profile] mi-ze.livejournal.com
Ох, многое совпадает, многе не читала. Вот спасибо, надо найти и прочесть. Что касается вашего удивления согласию Аглаи на этот брак - я думаю, умная и бойкая девушка Аглая понимала, что этого старичка она легко скрутит в бараний рог.

Date: 2018-10-23 02:56 am (UTC)
From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com
Но в постель-то с этим подонком пришлось бы ложиться - буээээ....

(no subject)

From: [identity profile] mi-ze.livejournal.com - Date: 2018-10-23 05:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com - Date: 2018-10-23 05:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mi-ze.livejournal.com - Date: 2018-10-23 06:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com - Date: 2018-10-23 07:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mi-ze.livejournal.com - Date: 2018-10-23 08:03 pm (UTC) - Expand

Date: 2018-10-22 10:49 pm (UTC)
From: [identity profile] caps-lock-off.livejournal.com
захотелось прочитать "День чудес" :) никогда не слышала.

Мое читающее детство пришлось на 80-е, зачитывалась по большей части фантастикой (папа любил) - и отечественной, и, по большей части, зарубежной.
Русскую классику прочитала, когда фантастика дома закончилась :) гораздо раньше, чем в школе проходили (не идет мне чтение "из-под палки")

Date: 2018-10-23 03:02 am (UTC)
From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com
Фантастика в моё время для многих была отдушиной, тем более, что издавалась она хорошо - и советская и зарубежная: Бредбери, Шекли, Кларк, Лем. У меня старший брат на неё был прочно подсажен, а я из перечисленного любила только Бредбери.

(no subject)

From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com - Date: 2018-10-23 07:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] caps-lock-off.livejournal.com - Date: 2018-10-23 07:13 pm (UTC) - Expand

Date: 2018-10-23 05:24 am (UTC)
From: [identity profile] gorrar.livejournal.com
Сколько всего я не читала, записываю себе!
Король Матиуш - первая книга над которой я плакала. А потом был "Овод"
То, что нравилось в юности: Бредбери, Шекли, По, Булгаков, Экзюпери, Цвейг (и конечно забыла кого-то) так и нравятся. Сейчас переслушиваю "Планету людей"
"Над пропастью во ржи" читала в сборнике вместе с "История любви" и "Почтальон всегда звонит дважды" - жаль эту книгу взяли почитать и не вернули.
Вы сказали про кники на украинском, сразу вспомнила, что Незнайку и Хоббита читала на украинском.

Date: 2018-10-23 07:38 am (UTC)
From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com
У меня тоже был этот сборник, добытый с великим трудом, специально ради Сэллинджера! И тоже "друзья" заныкали - да шож такое!
(Хотя, справедливости ради, стоит вспомнить, что впервые прочитанного Сэллинджера - отдельное издание, с картиной Уайета на обложке - я своей училке вернула после ...надцатого напоминания).

Date: 2018-10-24 09:38 am (UTC)
From: [identity profile] nitka-g.livejournal.com
Спасибо Вам! Из чистого любопытства нашла и прочла "День чудес" (вместе с прилагающимися "волшебной кистью" и кукольной комедией"), а так же "Гном из забытой страны". Мне очень, очень понравилось. Спасибо!
"Маленький принц" и "Король Матиуш" это моя любовь на веки.
Я вообще люблю детские книги. Всегда читаю то, что покупаю своим детям. Даже если это комикс.
Прочитанное когда-то в детстве-юношестве-молодости последние годы уже не перечитываю. Из-за болезни стало тяжело читать, поэтому если читаю - то новое, и, в основном, на иврите.
Русская классика прошла каким-то образом мимо меня. Я уехала из Украины после 9 класса, ничего еще толком не успев, кроме, разве, ненавистного Гоголя. Здесь уже это было неактуально, даже на "багруте" по русскому языку "Война и Мир" не учили в том году, что я сдавала его.
Селлинджер "Над пропостью во ржи" помню, что понравился. Но перечитывать не тянуло.
Зато очень любила "Вверх по лестнице ведущей вниз" Беллы Кауфман. Жалко, что книга потерялась.
"Дорога уходит в даль" была зачитана до дыр.
Из Солженицына читала только "Архипелаг Гулаг" - прочитан весь за три часа субботней молитвы в 10 классе, когда я ездила в гости к подруге в религиозный интернат. Я сама училась в светском левоориентированном интернате, и тогда совершенно не понимала что происходит в синагоге. Солженицын скрасил мне это время, но от самой ниги впечатления остались тяжелые. Повторить не захотелось, как и прочесть другие его книги.
Тут надо заметить, что я читала довольно много воспоминаний людей, переживших лагеря, особенно тех, кто сидел за религиозную деятельность (например, Элиэзер Нанас "Меня охраняла суббота" и другие), так что дело не в описываемом предмете, а в том - как.

Date: 2018-10-24 11:13 am (UTC)
From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com
Очень рада, что вам понравилось, и как хорошо, что не вымерло ещё наше поколение мастодонтов и некоторые выкладывают это в сеть. Если хотите ещё чего-нибудь детского и не мейнстримного из 60-х - поищите "40 изыскателей" и "Городок сорванцов" Сергея Голицына (первая книга ещё и детектив, только без трупов и расчленёнки).

(no subject)

From: [identity profile] nitka-g.livejournal.com - Date: 2018-10-24 11:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nitka-g.livejournal.com - Date: 2018-10-25 02:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nitka-g.livejournal.com - Date: 2018-10-25 07:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com - Date: 2018-10-25 08:16 pm (UTC) - Expand

Date: 2018-10-24 12:19 pm (UTC)
From: [identity profile] beregbereg.livejournal.com
Спасибо за наводки! Кое-кого не знала, а теперь поищу, благо Великий и ужасный в помощь!
Соглашусь со всеми позициями, особливо про Солженицына и его Матрёнин двор. Пару дней назад перечитывала и вещала дочери на кухне слово в слово. Шедевр!!, а остальное всё - публицистика и никуда не годится. Та смотрела удивлённо, потому что детки ничего нынче не читают, хотя раньше было не оторвать от книжек.

Date: 2018-10-24 09:30 pm (UTC)
From: [identity profile] inga-den.livejournal.com
Я вот про Горенштейна ничего не знала (кроме того, что он автор сценариев). И сейчас, кажется, его почитаю.

Date: 2018-10-25 05:22 am (UTC)
From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com
Только осторожно - я предупреждала! Он пессимист и мизантроп, не ведающий о прлиткорректности. Но лучше этого бердичевского еврея во второй половине ХХ века по-русски никто не писал - к счастью, я в этом мнении не одинока.
Начните с "Дома с башенкой".

(no subject)

From: [identity profile] inga-den.livejournal.com - Date: 2018-10-25 07:28 am (UTC) - Expand

Date: 2018-10-26 05:39 am (UTC)
From: [identity profile] bvlucy.livejournal.com
"Место" Горенштейна попало мне в руки случайно и сильно потрясло. Сразу же кинулась читать все, что могла достать. Ну, и об авторе прочитала... Зачем-то.
Пользуясь совпадением наших с вами вкусов, осмелюсь рекомендовать "Некто Финкельмайер" Ф.Розинера. Это одна из немногих книг, которые я периодически перечитываю.
(deleted comment)

Date: 2018-10-26 10:59 am (UTC)
From: [identity profile] chipka-ne.livejournal.com
Я на многие детские книжки сейчас смотрю другими глазами. В той же любимой по сей день "Дорога уходит в даль" отмечаю, не без ехидства, что отец главной героини - эдакий доктор-демократ-бессеребренник - живет в просторной квартире с прислугой-белоруской, немецкой бонной и французской гувернанткой, а дочку отдает учиться в лучшее по тем временам в их городе заведение - Виленский институт благородных девиц, куда ей, правда, приходится продираться сквозь процентную норму. Кстати реальный прототип - доктор Выготский - был воистину святым человеком, бедняков лечил бесплатно, на благотворительность жертвовал, но только в советское время его дочь не могла написать, например, что папа не был никаким социал-демократом, а был одним из самых видных сионистов Вильно.
Но со всеми этими идеологическими издержками, обаяние этой книги не пропадает - почему-то дореволюционная девочка Саша в школе и дома запала в душу больше, чем Витя Малеев.
А король Матиуш (Мацюсь) - вообще трагедия. Эдакий "Идиот" для маленьких... Но вот зацепило в детстве и не отпускает.

Profile

chipka_ne: (Default)
chipka_ne

March 2022

S M T W T F S
  1 2 345
6 78 9 101112
13 14 1516171819
20212223242526
2728293031  

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 11th, 2026 06:07 pm
Powered by Dreamwidth Studios